Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Что не так с русскими визами?

Американцы купили право самостоятельно разрешать себе въезд в Россию.

Россия, в последние годы весьма озабоченная своей безопасностью, внезапно меняет стратегию и открывает границу для граждан США и Великобритании. По крайней мере именно это следует из того факта, что с 10 апреля поездки между США и Россией будут оформлять не российские службы, а офшорная компания VFS Global. Едва ли западные спецслужбы упустят столь привлекательную возможность.

Контракт закончился, да здравствует контракт

Представители российского МИДа приняли решение сменить своего визового оператора в США. Ранее эти функции выполняла компания Invisa Logistic Services (ILS), принадлежащая московскому ООО «ЛЕКС cистемс». Теперь же обслуживать и в значительной мере контролировать российско-американский трафик будет ООО «ВиЭф Сервисес» — формально российская компания, но представляющая бренд VFS Global. Акционером этого, при первом приближении, российского ООО является кипрская VFS Global Cyprus Ltd, причем контролируемая из двух других офшоров — в ОАЭ и на острове Джерси.

Представитель ООО «ЛЕКС системс» подтвердил, что у «дочки» заканчивается контракт с посольством России в США. Комментировать оригинальное решение МИДа он не стал.

А вот VFS Global уже вовсю набирает сотрудников в свое вашингтонское подразделение. Требования — уверенное владение русским и английским языками. Официальных заявлений МИД и нашего посольства в Вашингтоне мы пока не получили.

При этом гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает, что «сохранение влияния на визовые процессы является, в числе прочего, и вопросом сохранения суверенитета страны; очевидно, что визовый оператор российского происхождения предпочтительнее иностранного, а в идеале это должно быть необходимым условием функционирования системы».

Кстати, о системе. Знакомство с любой страной начинается с визового центра, и этот центр напрямую ассоциируется с государством, которое он представляет. Но Россия почему-то доверяет первичное формирование своего имиджа иностранным, но, видимо, выгодным кому-то офшорам. «Имиджевая составляющая, безусловно, важна при оформлении документов на въезд и выезд. Это создает первое впечатление о государстве, — соглашается Мухин. — Как театр начинается с вешалки, так и страна — с визы. Удивительно, что мы тратим сотни миллионов долларов на улучшение мнения о себе за рубежом, но отказываемся от такого простого инструмента работы над имиджем, как визовые центры».

Где молчат СМИ, старается Telegram

Не факт, что на Смоленской площади вообще в курсе оригинальных маневров собственного посольства в США. Когда семь лет назад открывался первый российский визовый центр в Вашингтоне, Сергей Лавров посетил это значимое мероприятие. А вот на новом «открытии Америки» его, насколько известно, не ждут.

Когда нет официальной информации, в бой вступают Telegram-каналы. Авторы канала «Незыгарь» уверяют, что VFS Global получила консульские полномочия не без неформальных договоренностей; более того, называются имена участников этих договоренностей. Так, сотрудник консульского департамента МИД Руслан Голубовский, который «отвечает за выдачу лицензий на открытие визовых центров при российских дипмиссиях за рубежом», по мнению журналистов, «за последние лет пять заметно улучшил свое благосостояние — люксовый мерседес, зарубежный отдых в 5-звездочных отелях, часы размером с хорошую хоккейную шайбу». Красиво жить не запретишь, соглашаются авторы расследования, но с суверенитетом-то что делать? Решения визовых центров почти автоматически визируются посольством — на то им и платят, чтобы не заниматься рутинной проверкой каждого кандидата на въезд в Россию.

После серии статей в СМИ Роскомнадзор на скорую руку провело «экспресс-проверку» обработки данных россиян визовым центром VFS и рапортовало: Роскомнадзор «не нашел в деятельности ООО "ВиЭф Сервисес" фактов, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов российских граждан в сфере персональных данных».

Результат этой проверки выглядит довольно странно — Роскомнадзор «закрывает» существующую проблему, не решая ее в принципе. Источники Незыгаря утверждают, что данные всех заявителей на визу, которые указываются при записи на приём в визовый центр VFS, синхронизируются в Data Center VFS, который находится в Gatwick (UK). Кстати, в распоряжении Инфокс есть несколько новых выписок о структуре владения из контур-фокуса и кипрского реестра соответственно. Знают ли в Роскомнадзоре, что вынесенное решение может косвенно содействовать британским спецслужбам? Ведь проверка ведомства касалась только визовых центров, расположенных в России, но Роскомнадзор не проверял, да и не мог проверить серверы компании в США или Великобритании.

К тому же проверка не отменяет основного вопроса, а именно — доступа к этим персональным данным, учитывая крайне «специфические» корни структуры VFS. Кто стоит и контролирует всемогущее ООО «ВиЭф Сервисес», зачем МИДу менять российского оператора на иностранного? И вообще, как получилось, что эти же иностранцы обрабатывают документы и на въезд и на выезд? На эти вопросы мы не слышим ответов. Так что, «эспресс проверка» Роскомнадзора только отвлекает от вопросов, заданных в СМИ.

Жизнь за офшорами

Давайте посмотрим, насколько чисты намерения ООО «Ви Эф Сервисес», «делового партнера» сотрудников МИД. Ее материнская компания зарегистрирована на Кипре, но на 99% принадлежит офшору из Объединенных Арабских Эмиратов FMC Croup (FZE) и на 1% фирме VFS Global Jersey Private Limited с острова Джерси, владения британской короны. Лондон, кстати, долгое время владел и Кипром, то есть влияние на VFS Global у него серьезное. А отношения Великобритании и России сейчас, мягко говоря, не ахти, особенно после инцидента с перебежчиком Скрипалем. И спецслужбы двух стран фактически находятся в состоянии войны.

При всем этом VFS Global чувствует себя более чем уверенно в России: по ряду данных, она через визовые центры контролирует уже свыше 80% всего потока людей, пересекающих границы России. То есть непрозрачная офшорная компания хранит весьма подробные персональные данные десятков миллионов россиян и гостей России. Это вообще нормально?

«За всеми репрессиями ФСБ, Роскомнадзора, последними китайскими предупреждениями в адрес российских компаний никто не удосужился проверить, а как у нас контролируется пресловутая big data на границе. Где сервера и у кого к ним доступ?! Короче, достаем попкорн и смотрим, когда очередная пачка документов про ГРУшников всплывет у британской МИ5 или американской ФБР, а то и вовсе в Daily Mail», — иронизирует по такому случаю «Незыгарь».

Добро пожаловать в матрицу

Таким образом, мы сами оставляем обильную информацию о себе недружественным офшорам, а с ними, возможно, и заинтересованным спецслужбам. «И взламывать ничего не нужно. Кабель от сервера VFS уже давно подключен к суперкомпьютеру АНБ», — уверяют журналисты «Незыгаря». «Разведывательное сообщество США, куда также входят всем известные ЦРУ, ФБР, а также Разведывательное управление Министерства обороны США — все они настроены на тщательную работу с личной информацией граждан других стран, как для конкретных оперативных комбинаций, так и для выстраивания масштабных стратегий влияния», — напоминает Алексей Мухин.

Но проблема не только и не столько с персональными данными. Еще важнее тот факт, что разрешения на въезд в Россию потихоньку перестают контролироваться самой Россией. «Сотрудниками консульского департамента в сговоре с VFS [в обход федерального законодательства] реализуется схема по въезду жителей США и Европы в Россию в упрощенном порядке», — констатирует «Незыгарь». То есть наша граница в буквальном смысле открыта для любого «нужного человека», а что это, если не прямая угроза национальной безопасности? «Западные спецслужбы, прежде всего АНБ, будут чувствовать себя в России как дома, комфортно и уверенно выстраивая манипулирование сознанием и персональной информацией российских граждан», — соглашается Алексей Мухин.

Так что нашему МИДу, а, возможно, и иным ведомствам, определенно есть над чем задуматься. «Российские дипломаты просто обязаны отреагировать соответствующим образом, иначе у публики может сложиться впечатление, что дело вокруг визовых страстей в самом деле нечисто», — предупреждает эксперт. Вот только времени до 10 апреля практически не осталось.

Полная версия