В московском регионе порядка 40 официальных свалок мусора, неофициальных — несколько тысяч. По всей стране около 130 тысяч узаконенных свалок, число неофициальных подсчитать невозможно.
Об этом в интервью Infox.ru заявила эксперт по экологическим правам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Есина.
По ее словам, в подавляющем большинстве полигоны ТБО возникали стихийно, без учета природоохранных требований, в отработанных карьерах, различных выемках, котлованах. Практически все они переполнены. В этих условиях отходы подвергаются интенсивному биохимическому разложению, которое вызывает генерацию биогаза, называемого свалочный газ. Макрокомпонентами которого являются метан и диоксид углерода.
Есина напомнила, что сейчас власти обещают то, что должны были сделать двадцать лет назад — построить мусороперерабатывающие комплексы и рекультивировать полигоны. После того, как в очередной раз, в ручном управлении президент закрывает полигон в одном месте, очаги социальной напряженности перемещаются в другие.
Эксперт уверена, что свалки надо перерабатывать методом многоступенчатой рекультивации.
«Не просто закрыть, как предлагал министр экологии и природопользования Московской области Александр Когана — разбурить тело полигона, выпустить свалочный газ и соответственно на факелах это сжечь. Потом засыпать землей, накрыть пленкой и устраивать подобие горнолыжных курортов. Если закрыть все полигоны, начать их рекультивировать по когановски, ничего не изменится. Законы физики и химии изменить нельзя. Рекультивация сложный процесс. Просто разбурить тело полигона и установить факелы для его сжигания, а потом засыпать все землей — это не рекультивация. Это отмыв денег», — считает собеседник Infox.ru.
Есть российские и зарубежные технологии, которые позволяют старые полигоны переработать — то есть тем самым высвободить огромные площади — земельные ресурсы, которые можно в оборот пускать — например под жилищное строительство, уверена эксперт.
«Необходимо ставить дополнительные мощности по переработке с учетом оптической и лазерной сортировки — такие технологии у нас есть. То есть можно использовать чисто российские технологии как импортозамечающие — сделать локализацию производства по выпуску оборудования новейшего поколения. Но основное — это должно было быть прописано в территориальных схемах — к сожалению территориальные схемы у нас разработаны неспециалистам», — подытожила Есина.