Избавить россиян от безграничных свалок и мусорных полигонов предлагается при помощи простого решения – строительства мусоросжигательных заводов по передовым зарубежным технологиям. За 16 миллиардов рублей. Для начала.
Заграница нам поможет
Густонаселенная столица и обширная Московская область производят такое количество мусора, что девать его объективно некуда. Изящное решение проблемы было предложено во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» 15 июля 2017 года: выстроить мусоросжигательные заводы, которые легко и просто разгрузят многокилометровые свалки, превратив миллионы тонн мусора в дым.
Президент поставил россиян перед фактом: в Подмосковье выстроят четыре таких завода, в Казани – еще один. И займется этим отечественная корпорация «Ростех», которую для того, собственно, и создавали, чтобы российская земля начала наконец рождать собственные высокотехнологичные проекты. Правда, так получилось, что занимается корпорация преимущественно военной техникой, и ликвидация мусора для нее – задача новая. Но это ничего: на помощь российским энтузиастам придут, по словам президента, «хорошие японские технологии, по-моему, Hitachi».
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов настаивал на применении «хороших японских технологий» еще в 2015 году; совместно с губернатором Московской области Андреем Воробьевым он даже направил письмо президенту – мол, проанализировали все технологии в мире, нашли самую лучшую, давайте ее срочно использовать. Самой лучшей была названа технология японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova, имеющей очень мало отношения к известной японской фирме Hitachi и занимавшейся до недавнего времени преимущественно разработкой технологий сжигания мусора. Правда, в последнее время компания переключилась на новое, более экономичное и экологически безопасное направление – переработку мусора и получение из отходов биогаза.
Однако отечественный «Ростех», как мы помним, собирается мусор не перерабатывать, а сжигать. Причем конкурентов в этой области у корпорации нет – вместо открытого конкурса, в котором могли бы участвовать и другие компании, Чемезов, когда-то служивший вместе с Путиным в ГДР, получил президентскую протекцию.
Дым и пепел
Каждая из теплоэлектростанций, которые в рамках проекта «Чистая страна» планируется выстроить в Подмосковье – «Солнечногорск», «Ногинск», «Воскресенск», «Наро-Фоминск» – рассчитана на то, чтобы в год сжигать около 700 тысяч мусора. Строительство этих высокоэффективных мусоросжигательных заводов 6 июля 2017 года было юридически оформлено соглашением между областью и «АГК-1» – «Альтернативной генерирующей компанией», частично принадлежащей «Ростеху».
В соглашении указано следующее: область предоставляет «АГК-1» участки для строительства МСЗ, а впоследствии вводит для жителей Подмосковья отдельные тарифы на электричество и вывоз мусора. Доходы от этих тарифов помогут компании «выйти в плюс» – отдать долги кредиторам и начать зарабатывать деньги. То есть фактически четыре завода буту выстроены за счет населения Московской области.
Разумеется, жители Подмосковья вправе знать, за что именно они будут платить. А платить согласно все тому же соглашению им придется не только за избавление от многочисленных свалок, но и за урон, причиненный собственному здоровью. Расходы по проектам составят 125 миллиардов рублей, сумма платежей в бюджет – 96 миллиардов рублей; в последнюю сумму входит плата за ущерб окружающей среде – 16 миллиардов рублей. То есть фактически жителям области придется отдать в казну деньги за то, что воздух вокруг них наполнится вредными выбросами.
А баба Яга против!
В отличие от крупных федеральных чиновников, рядовые жители Москвы и области не в восторге от того, что рядом с их домами задымят гигантские мусорные костры. Что и неудивительно. Во-первых, чем пахнут сжигаемые отходы, ясно любому, хоть раз в жизни бросившему в огонь пластиковый стаканчик. Во-вторых, у россиян уже есть печальный опыт соседства с мусоросжигательными заводами.
Так, МСЗ-2 в Алтуфьево был закрыт после петиции окрестных жителей, жаловавшихся на ядовитые выбросы. А протесты жителей Руднево, увы, не сработали – тамошний МСЗ-4, недавно перешедший под контроль Игоря Чайки, сына генерального прокурора, продолжает функционировать. В октябре 2018 года вокруг завода разразился скандал: Фонд борьбы с коррупцией обвинил Чайку в том, что завод разрушает местную экологию, выбрасывая в атмосферу 530 тонн вредных веществ в год
.Приведут ли инновационные технологии строительства МСЗ к минимизации вредных выбросов? Едва ли – ведь если сравнить характеристики закрытого завода в Алтуфьево и будущего Наро-фоминского МСЗ, получится, что новый проект во многом повторяет «хорошо забытый старый». Принципиальное отличие – только в объемах сжигаемого мусора.
Поневоле приходится задуматься – что же это за новейшие швейцарско-японские разработки, щадящие экологическое равновесие региона не больше старых добрых МСЗ?
Швейцарское качество для бедных
В апреле 2018 года в Наро-Фоминске состоялись публичные слушания, на которых выступил директор МСЗ в Люцерне (Швейцария) Руди Куммер. Его слова, по идее, должны были успокоить капризных подмосквичей: мол, люцернское предприятие, согласно замерам, выбрасывает в атмосферу не так много вредных веществ, и вокруг него живут исключительно довольные швейцарцы.
Между тем, если посмотреть на цифры, завод швейцарский на фоне тех, что собираются выстроить у нас, выглядит совершенно безобидным предприятием. Если годовой объем вредных выбросов завода в Люцерне оценивается в 83 тонны, то те же показатели у будущего Наро-Фоминского завода – 2378 тонн, то есть почти в 30 раз больше.
Как же вышло, что инновационные швейцарско-японские технологии применительно к российским заводам дают такой печальный результат? Очень просто: в проекте «Чистая Россия» от иноземных разработок присутствует лишь название: так, в качестве проектировщика указывается новосибирская ЗАО «КОТЭС». Заморская же компания Hitachi Zosen Inova упоминается лишь в качестве создателя базового проекта – видимо, на который нам полагается равняться в теории.
А был ли мальчик?
Экс-президент Hitachi Zosen Inova Франц-Йозеф Менгеде, участвуя в июне 2017 года в московской пресс-конференции, активно агитировал россиян за строительство мусоросжигательных заводов; при этом не сумел убедительно объяснить, почему европейцы предпочитают сжиганию мусора его переработку. Забавно, что вскоре после этой конференции Менгеде уволили.
Другие топ-менеджеры компании после этого ни разу не подтвердили факта сотрудничества с россиянами. Нет об этом сотрудничестве ни малейшей информации и на сайте Hitachi Zosen Inova – между тем как о строительстве заводов в других странах компания распространяется весьма охотно. Причина, возможно, в том, что имя Сергея Чемезова в Швейцарии включено в список лиц, сотрудничество с которыми подпадает под санкционный запрет.
А если так, то что на самом деле будет построено в Подмосковье – и по каким технологиям?