Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:17
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Сергей Собянин. Житие великого администратора

Опубликовано
Текст:

Как скромный выходец из ханты-мансийской номенклатуры прошел путь до вершителя московских судеб.

23 октября 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о намерении сохранить свой пост, то есть баллотироваться в сентябре 2018 года. Неформальная избирательная кампания началась почти за год до единого дня выборов, и можно не сомневаться, что могучая информационная машина нынешней мэрии будет работать день и ночь.

Няксимволь – Березово – Кострома – Челябинск –Когалым

Сергей Семенович Собянин, фаворит грядущих выборов московского мэра, родился в 1958 году в селе Няксимволь Ханты-Мансийского национального округа. С детства он почувствовал вкус власти – его отец работал председателем сельсовета, а мать бухгалтером там же, то есть Собянины фактически «держали» село.

Однако древнеримская поговорка «лучше быть первым в Няксимволе, чем вторым в Березове» была не про их честь. Когда Сереже было девять лет, семья переехала в райцентр – небольшой, но прославленный поселок городского типа. Здесь когда-то томились в ссылке Александр Меншиков, Алексей Долгоруков, Лев Троцкий… А Семен Собянин занял самое «хлебное» место в городе – возглавил березовский маслозавод.

Сереже, однако, не нравилось в бывшем остроге, и едва закончив школу, он уехал к сестре в Кострому, где поступил в технологический институт. По окончании оного (естественно, красный диплом) Собянина распределили на местный завод деревообрабатывающих станков, однако работа там молодому человеку показалась неперспективной. И он уехал в Челябинск (возможно, чтобы заодно скрыться от бдительного ока военкомата), где стал слесарем на знаменитом трубопрокатном заводе. Хорошо зная, что простому работяге пути наверх нет, параллельно делал комсомольскую карьеру, и уже в 25 лет навсегда распрощался с физическим трудом, устроившись в Ленинский райком комсомола Челябинска.

В 27 лет, когда угроза призыва миновала, Сергей решил вернуться в родные пенаты – правда, не в бесперспективные Няксимволь или Березово, а на восток округа, в богатый нефтяной Когалым, который через год после приезда будущего московского мэра приобрел статус города. В Когалыме Собянин (челябинский специалист – это звучало гордо!) сходу стал зампредседателя сельсовета, потом перешел на более заманчивую должность главы ЖКХ города, а где-то по пути познакомился с симпатичным инженером Ирой Рубинчик, которая разглядела в молодом карьеристе неплохие задатки.

Когалым – Москва – Екатеринбург – Тюмень

Брак стал началом вертикального взлета Сергея. Через несколько месяцев после свадьбы он стал секретарем Когалымского горисполкома. Еще через два года переехал в Ханты-Мансийск на высокую партийную должность. Затем, в смутные времена заката Советской империи, проявив завидную дальновидность, Сергей Семенович оставил партийную работу и вернулся в Когалым, чтобы возглавить местную налоговую инспекцию. Чуть позже, одновременно с распадом СССР, он занял пост главы администрации уже почти родного Когалыма.

Дальнейший взлет привел Сергея Собянина в Ханты-Мансийск, на пост вице-губернатора, а потом и в кресло спикера окружной Думы (при дружеской поддержке Романа Абрамовича). Здесь Сергей Семенович неожиданно проявил себя маленьким сепаратистом – он начал борьбу за выход ХМАО и ЯНАО из состава Тюменской области. В 1996 году, уже в Совете Федерации, Собянин даже обратился в Конституционный суд, который окончательно отказал округам в суверенитете.

Последнюю попытку вернуть свободу малой родине Сергей Семенович предпринял в переломном 1999 году, когда активно поучаствовал в создании избирательного блока «Вся Россия», планировавшего отстаивать права регионов. Потом, правда, «Вся Россия», не найдя лидера федерального масштаба, слилась с московским «Отечеством», а финансировали эту кампанию «Лукойл» и АФК «Система». Ничего хорошего у «второй партии власти» не получилось: на парламентских выборах она взяла чуть больше 13%, вчистую проиграв коммунистам и «Единству», которое поддержал премьер-министр Владимир Путин. На президентские выборы наспех сколоченный блок и вовсе не пошел, а вскоре был поглощен победителями, образовав тем самым «Единую Россию».

Впрочем, новый президент великодушно простил вчерашним оппонентам попытку сопротивления, и Сергей Собянин в 2000 году получил пост первого зама полномочного представителя президента в родном Уральском федеральном округе при силовике-«варяге» Петре Латышеве. Впрочем, в Екатеринбурге 42-летний выдвиженец не задержался: родина его не забыла, и при активной поддержке властей ХМАО и ЯНАО он был избран губернатором Тюменской области. Прежний губернатор Леонид Рокецкий не нашел взаимопонимания с всемогущими сырьевиками, да и федеральная власть потихоньку начинала освобождаться от политиков ельцинского поколения. Выборы не обошлись без скандала – Рокецкий обвинил Собянина в подкупе судьи, который рассматривал дело о злоупотреблениях в штабе молодого кандидата.

Почти пять лет Собянин управлял самым богатым регионом России. О независимости вверенных ему Югры и Ямало-Ненецкого округа уже не заикался, но и нефтяников не трогал: они спокойно управляли округами на свое усмотрение, тогда как губернатор сосредоточился на развитии юга региона, то есть собственно Тюменской области. Впрочем, поправки Дмитрия Козака, направленные на усиление централизации, Собянин поддержал.

Читайте также: Андрей Турчак. Краткая биография управленца

Великий администратор

Выиграв выборы 2004 года, Владимир Путин задумался о том, кто сможет заменить его четыре года спустя. Основных кандидатов было два – министр обороны «ястреб» Сергей Иванов и руководитель Администрации президента «душка» Дмитрий Медведев. Опасаясь излишней самостоятельности первого, Путин и его окружение сделали ставку на второго и начали потихоньку его продвигать. Так Медведев стал вице-премьером, освободив место в Администрации.

Но Медведев был не только чиновником, нет – он занимал тогда пост председателя совета директоров «Газпрома», и в этом качестве прекрасно знал Сергея Собянина как договороспособного лояльного руководителя, всегда защищавшего интересы корпорации. А президент Владимир Путин знал, что Собянин ухитряется поддерживать ровные отношения не только с Медведевым, но и с его главным (на тот момент) врагом Игорем Сечиным. В условиях раскола элит (операция «Преемник» шла тяжело и долго) на одном из ключевых постов страны как раз и нужен был нейтральный спокойный человек, пусть даже без собственного мнения.

Невыразительность Собянина была особенно выгодна еще и потому, что к нему по наследству перешел заместитель Медведева – более чем яркий Владислав Сурков, политтехнолог-постмодернист. Он автоматически снял с нового босса все идеологические и политические задачи, позволив тому сосредоточиться на рутинном управлении. В кресле руководителя Администрации президента Сергей Собянин был, по сути, простым координатором, отвечавшим за функционирование крупной богатой организации.

Деловые качества управленца, судя по всему, полностью устраивали Путина. Став в 2008 году премьер-министром, он забрал Собянина к себе в правительство на аналогичную должность – руководителя аппарата (вице-премьером ханты-мансиец назывался чисто формально и в работу кабмина не вмешивался). Исполнительный сотрудник отлично справлялся со сложными механизмами функционирования правительства, и тем более странно, что на него повесили «общественную нагрузку» в виде руководства советом директоров «Первого канала».

Снова мэр

А 21 октября 2010 года случилось непоправимое: послушные депутаты Мосгордумы 32 голосами против двух проголосовали за назначение Сергея Собянина мэром Москвы. Против выступили лишь коммунисты, фракция которых насчитывала три человека, но один на заседание не явился. Впрочем, лидеры КПРФ многословно подчеркивали, что лично против дорогого Сергея Семеновича ничего не имеют, а всего лишь недовольны политикой «Единой России».

Назначение Сергея Семеновича, не имевшего ранее к Москве никакого отношения, кроме операции по приватизации служебной квартиры (об этом ниже) стало осознанной пощечиной москвичам со стороны федеральных властей: одному из самых непокорных городов страны (только Новосибирск и Екатеринбург могут сравниться со столицей) дали понять, что достойных кандидатов в нем не нашлось.

Что было дальше, знают все: ограбление Московской области в ходе операции «Новая Москва» – забавно, что провел ее бывший идеолог самостоятельности российских регионов. Запомнятся также снос киосков, плитка, возвращение точечной застройки, бурное развитие метрополитена по чертежам лужковских времен, геноцид небогатых автолюбителей, плитка, безумные траты на пиар, оптимизация школ и больниц, плитка, кадровая зачистка, управляемые выборы 2013-го, запуск железнодорожного кольца, выделенные полосы, плитка… И вот теперь – построение дивной новой Москвы под кодовым названием «реновация».

Следует, впрочем, отметить, что идеальный администратор был скорее витриной всех этих проектов, нежели их реальной движущей силой. Вхожие в мэрию люди полагают, что настоящие решения принимают совсем другие люди – вице-мэры Марат Хуснуллин, Петр Бирюков, Максим Ликсутов и Анастасия Ракова. Кстати, об этом стоит поговорить подробнее…

Читайте также: Максим Ликсутов. Портрет чиновника на рельсах

Cherchez la femme

Женщины Сергея Собянина – отдельная тема. Каждая из них, от мала до велика, достойна целой книги.

Старт блестящей карьере ничем не примечательного когалымского управленца дала его жена Ирина Рубинчик – точнее, деньги и влияние еврейского клана, к которому она принадлежала. В 2014 году Собянины развелись после 28 лет брака. Злые языки называли Ирину Иосифовну «Ира-бордюр» за невероятную способность выигрывать тендеры на укладку плитки и другие работы в городах, где трудился на руководящих должностях ее муж. Став мэром Москвы, Собянин не раз подчеркивал, что структуры Ирины не участвуют в аналогичных столичных тендерах – неудивительно, ведь отношения между супругами к тому времени сильно испортились.

По всему миру разлетелась фотография с церковной службы, где Дмитрий Медведев стоит рядом со своей супругой, а недавно разведенные Владимир Путин и Сергей Собянин – друг с другом. На репутации лидеров нашей страны и столицы в определенных международных кругах эта фотография отразилась негативнее, чем Абхазия, Крым и Донбасс вместе взятые.

Любимой помощницей Сергея Семеновича долгие годы является уроженка Ханты-Мансийска Анастасия Ракова – он таскает ее за собой по всем местам работы уже почти двадцать лет; сейчас 41-летняя Ракова – вице-мэр, руководитель аппарата мэрии (то есть административно относится к Собянину так же, как тот пять лет относился к Путину). Существует, впрочем, версия, что слухи о романе Собянина с Раковой распускаются, чтобы отвлечь внимание от совсем иных увлечений немолодого мэра.

Небольшая неприятность случилась у старшей дочери мэра Анны Сергеевны – в июле 2017 года приставы наложили арест на ее квартиру в Санкт-Петербурге и одумались только через месяц. Но что это за квартира! 205 квадратных метров в центре второй столицы, роскошная обстановка, приличные соседи. Аня купила эту квартиру себе на 25-летие, ориентировочная рыночная цена тогда составляла 116 млн руб. Для сравнения, за пять лет работы перед этой покупкой ее отец заработал лишь чуть более 20 млн руб. Зато Аня – учредитель ООО «Форус-Групп», которое занималось ремонтом административных зданий в Ханты-Мансийске и Москве, то есть на местах работы ее отца.

А вот у 20-летней Оли Собяниной все хорошо – ей принадлежит (или принадлежала до последнего времени) квартира площадью 308 кв. м, которую ее отец в свое время получил «как прибывший из Тюмени и не имевший жилья в Москве глава администрации президента РФ». Как ему удалось приватизировать это жилье (учитывая, что он уже использовал свое право на приватизацию в Тюмени) – остается загадкой. Впрочем, Оля с мамой, по слухам, проживают за пределами спасаемой их отцом и бывшим мужем отчизны.

Бóльшую часть информации о детях Сергея Семеновича обнародовали люди Алексея Навального перед выборами мэра 2013 года. Впоследствии девушками не интересовалось практически ни одно СМИ. Неудивительно, ведь для обеспечения такой тишины у Собянина есть целое «министерство умолчания» – система городских СМИ. Недаром еще в губернаторские времена Собянин бросил знаменитую фразу «Пресса у нас не может быть свободной».

Медиамагнат

Главным отличительным свойством Сергея Собянина являются, во-первых, любовь к себе, а во-вторых, желание поделиться этой любовью с максимальным числом москвичей. С этой целью была создана объединенная редакция московских СМИ «Москва Медиа», объединяющая два телеканала, несколько радиостанций и сайтов, а также имиджевую лабораторию «Голос». Решение о создании холдинга было одной из первых инициатив Собянина на посту мэра, а основная задача всех подразделений – славословия в адрес мэрии. В 2014 году пропаганда вышла на федеральный уровень – правительство Москвы приобрело легендарный еженедельник «Аргументы и факты».

Столь мощный рупор, однако, не в состоянии заглушить поток критики, обрушивающийся на мэра и его заместителей, которых многие считают причастными к разнообразным махинациям. Вот свежие новости только за последние дни перед написанием этого материала (октябрь 2017 года).

Нежно любимая московскими властями Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) попалась на банальной спекуляции – взимая с жителей плату по своим тарифам, она оплачивала услуги реального поставщика в районе Филевский парк по заметно более низким расценкам. Незаконная прибыль – около 37 млн руб. за год.

Мэрия потратила 262 миллиона рублей на разработку механизмов борьбы с москвичами; основное достижение – активистов теперь называют провокаторами.

Благодаря деятельности Сергея Собянина дефицит бюджета Москвы в 2017 году увеличился на 134 миллиарда рублей – более чем в два с половиной раза. Из них 22 миллиарда проходят по статье «Развитие единой светоцветовой среды города Москвы». Между тем расходы на медицину сокращаются.

В прокуратуру Москвы поступило обращение с просьбой проверить, законно ли строительство мусорного полигона «Малинки» на территории Новой Москвы. Тем временем власти Москвы категорически воспротивились проведению митинга против строительства в Московской области мусоросжигательных заводов, где должен утилизироваться главным образом столичный мусор.

Читайте также: Ксения Собчак. Кремлевский кандидат творческой оппозиции.

* * *

Победив на выборах в 2018 году, Собянин останется мэром еще на пять лет, останется у власти и его команда. Оппозиция не сможет найти достойную альтернативу: коммунисты, как всегда, выдвинут кого-то мертворожденного типа Ивана Мельникова с прошлых выборов, ЛДПР – очередного клоуна (хотя Михаилу Дегтяреву в 2013-м они написали неплохую программу), «Справедливая Россия» – тихого статиста, имени которого никто не запомнит, «Яблоко» выбирает между безнадежными кандидатурами Дмитрия Гудкова (чистый политик и ни разу не хозяйственник) и Сергея Митрохина (этот патриот Москвы не пользуется популярностью даже в собственной партии)... Информационная машина московской мэрии работает на совесть – жаль только, что к реальным интересам москвичей она не имеет никакого отношения.

В Ярославле разработали фирменный стиль новогоднего оформления
Реклама