Кажется, «мадам Арбидол» напрасно вернулась в правительство.
16 ноября президент Владимир Путин во время совещания в Санкт-Петербурге довольно жестко высказался в адрес Вероники Скворцовой и Татьяны Голиковой. Уже поползли слухи, что двум высокопоставленным дамам в скором времени придется покинуть свои должности.
Такие разные льготники
Путин признал малопродуктивной существующую систему обеспечения льготников социальными лекарствами – то есть препаратами, которые определенные группы граждан могут по рецепту врача получать в аптеках бесплатно. Президента насторожил тот факт, что в разных регионах закупочная цена одних и тех же препаратов различается в несколько раз.
Странным ему показалось и то, что на сегодняшний день в России льготник льготнику – существенная рознь; размеры лекарственных льгот зависят от того, в каком регионе человек проживает. Так, где-то льготникам могут выписать 554 наименования бесплатных препаратов, а где-то – лишь 180; по словам президента, «это тоже никуда не годится». Глава государства отметил, что из бюджета страны на закупку льготных лекарств выделяется около 380 миллиардов рублей, а системе трат при этом недостает прозрачности.
По мнению экспертов, это высказывание содержит недвусмысленный намек на то, что часть бюджетных денег, выделенных на бесплатные лекарства оседает где-то еще. И что вопросы об этом следует задавать в первую очередь Голиковой и Скворцовой.
Не первое предупреждение
Специалисты и коллеги уже не раз высказывали Голиковой свое «фи». Так, ОНФ – «Общероссийский народный фронт» – обращался к властям, предлагая изменить сам принцип формирования списков льготных препаратов: в частности, перечня Минздрава ЖНВЛП (Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Составлялся этот список в бытность Голиковой министром здравоохранения; уже тогда многие утверждали, что его создатели преследовали своей целью не здоровье граждан страны, а удовлетворение финансовых интересов определенных фармкомпаний.
Уже тогда Антон Гетта, депутат Госдумы и лидер проекта ОНФ «За честные покупки», указывал на грубые нарушения, которые сопровождали саму процедуру включения лекарств в список: мол, в комиссии по его составлению значились загадочные личности, ни к фармакологии, ни к медицине отношения не имеющие – зато, по всей видимости, способные по указке свыше включить в список определенные препараты (впрочем, при Голиковой в руководстве Минздрава вообще не было врачей). По утверждению того же Гетты, по-настоящему нужные и важные препараты из списка были исключены – очевидно, этого не могло произойти без ведома министра.
Пейте, дети, арбидол
Больше половины позиций в списке льготных лекарств захватили два фармацевтических гиганта – «Фармстандарт» и «Биокад». Названия этих компаний прочно ассоциируются с именем Татьяны Голиковой. Так, именно «Фармстандарт» является производителем одного из самых разрекламированных отечественных лекарственных препаратов – пресловутого арбидола, который не раз рекомендовала россиянам лично министр.
Сегодня арбидол продается в каждой аптеке, включен во все возможные списки, его истово советуют своим пациентам участковые терапевты – но эффективность этого лекарства до сих пор считается сомнительной. Судя по тому, что лечиться Голикова предпочитает за границей, как следует из ее, предположительно, утекшей в сеть переписки, сама она любимый арбидол возможно даже не пробовала. И правильно делала.
Глава компании «Фармстандарт» Виктор Харитонин – живое доказательство тому, как выгодно заниматься фармацевтикой на высшем уровне, имея при этом в приятельницах крупных чиновниц. В этом году его состояние было оценено в 1,4 миллиарда долларов. Надо полагать, Владимир Христенко, сын супруга Татьяны Голиковой, трудящийся в поте лица в компании Харитонина, тоже зарабатывает весьма недурно. Ведь сейчас это уже не конфликт интересов, Голикова возглавляет уже не Минздрав, а «всего лишь» социальный блок правительства.
Что до компании «Биокад», получившей в этом году по государственным контрактам более 29 миллиардов рублей, то половина ее материнской компании – Biocad Holding – принадлежит партнеру Харитонина Валерию Егорову, а 20% – все тому же «Фармстандарту».
За что такая немилость?
Казалось бы, ну подумаешь, родственник эффектной женщины наживается на льготниках – не первый же год такое происходит, все давно привыкли. Ну нет в аптеках и половины тех лекарств, которые врачи выписывают пациентам из льготных категорий. Ну, хромают поставки. Ну, приходится людям покупать лекарства, положенные им бесплатно, на свои деньги – ничего, мы привычные, потерпим.
Однако ходят слухи, что у недовольства президента деятельностью Голиковой и Скворцовой есть и другие основания. Якобы на стол Путину легла важная бумага с результатами исследования по генно-инженерному диаскинтесту от биотехнологического центра «Генериум» – то есть по процедуре, сменившую старую добрую реакцию манту, призванную определять туберкулез на ранних стадиях. Согласно выводам, сделанным научным сотрудником отдела противотуберкулезной помощи Медакадемии имени Сеченова Маргаритой Шиловой, новый тест неэффективен; используя его повсеместно, можно запросто запустить масштабную эпидемию туберкулеза.
Зная, что супруг Голиковой Виктор Христенко является одним из партнером центра «Генериум», нетрудно догадаться, кто настоял на том, чтобы вместо манту был запущен новый тест с непроверенной эффективностью.
Так что же теперь будет с Голиковой и вынужденно подчиняющейся ей Скворцовой? Готовиться им к отставке или к чему-нибудь похуже?