Когда в московских домах установят золотые перила?
Москва – дорогой город. Ну, очень дорогой. Например, за капитальный ремонт владельцы московских квартир вынуждены платить в разы больше, чем жители других российских городов. Петербуржцы, к примеру, ежемесячно отдают пять рублей за каждый квадратный метр квартиры. А москвичи – 18 рублей 19 копеек. То есть счастливые владельцы трехкомнатной московскjй квартиры на один только капитальный ремонт выкладывают примерно по 12 тысяч в год.
Почему так много? Неужели в столичных многоэтажках планируется делать какой-то особенно роскошный капитальный ремонт? Вовсе нет – никто не собирается баловать москвичей мраморными полами, золотыми перилами и платиновыми мусоропроводами. Дело в одной весьма незамысловатой схеме, благодаря которой господа чиновники… Но все по порядку.
Бездонные кошельки москвичей
Взносы в фонд капитального ремонта москвичи обязаны выплачивать начиная с 2015 года. Согласно официальному сайту мэра столицы «все собранные средства направляются в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы». Когда подойдут установленные сроки, деньги из этого же фонда будут тратиться на капремонт того или иного дома.
В 2018 году плата в Москве составляла 17 рублей на метр общей площади; в этом году ее повысили, и, конечно, это не последнее повышение. Так, Ярослав Кузьминов, депутат Московской городской думы, обладатель многих регалий, главная из которых – муж Эльвиры Набиуллиной, – уже высказывал предложение брать с собственников московского жилья на тот же капремонт по 40 рублей с квадратного метра в месяц, то есть повысить взносы больше чем вдвое. Напомним, Кузьминов по совместительству является ректором Высшей школы экономики, рекомендации которой часто используются федеральным правительством.
Так или иначе, а за 2018 год Фонд капитального ремонта собрал с жителей столицы около 35 миллиардов рублей. В текущем году в связи с повышением тарифа соберет еще больше. Глава Красносельского муниципального округа столицы Илья Яшин попробовал разобраться, куда уходят эти деньги.
Веселая компания
У Фонда капитального ремонта Москвы есть крупный подрядчик – компания Москапремонт, «дочка» ГБУ «Автомобильные дороги». Звучит солидно, а выглядит более чем скромно – штат этой компании, состоящий из семи человек, без труда помещается в одной-единственной комнатке. Тем не менее именно Москапремонту в течение нескольких месяцев 2018 года удалось получить от Фонда капремонта немало выгодных контрактов на общую сумму более чем в миллиард рублей.
Глава Москапремонта Зинаида Ясенкова некогда возглавляла управу Таганского района Москвы, а после самоотверженно трудилась на посту замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги». Таким образом, эта дама может похвастаться близким знакомством и с мэром Сергеем Собяниным, и с вице-мэром Петром Бирюковым – именно последний курирует московский Департамент ЖКХ, которому «Автомобильные дороги» и подчинены. У госпожи Ясенковой, впрочем, с автомобильными дорогами тоже дела обстоят недурно: в качестве служебной машины крошечная компания «Москапремонт» выделила ей Toyota Camry – автомобиль, который стоит больше двух миллионов рублей.
Сборщик по зернышку клюет
Как говорится, хочешь жить – умей вертеться. Сотрудники компании Москапремонт хотят жить очень хорошо и поэтому вертятся с особой для себя выгодой. Схема их работы выглядит так: Фонд капремонта объявляет аукцион на ремонт конкретного дома; Москапремонт каким-то чудом выступает в качестве единственного участника этого аукциона и получает весьма выгодный контракт по максимальной цене. Затем эта небольшая, но жизнелюбивая компания уже сама объявляет конкурс на ремонт все того же дома – но цену называет уже другую, примерно в два раза меньше.
В итоге фирма, выигравшая этот конкурс, занимается ремонтными работами – а разница оседает в Москапремонте. Так получилось, например, с домом по улице Металлургов, 27 – получив заказ за 19 010 928 рублей и разработав проектную документацию (со всеми издержками – до 4% стоимости работ), АО «Москапремонт» оценило стоимость оставшихся работ в 14 983 220 рублей и... выставило эти работы на аукцион за 10 822 435 рублей, а получило предложение ещё дешевле – 10 281 312 рублей. Авторы расследования постеснялись показать соответствующие документы, а нам не жалко: изначальный договор (формат zip), смета капитального ремонта (формат xslx), итоговый договор с субподрядчиком.
Что ж, посреднические услуги в наши дни действительно стоят дорого. Ребята старались, договаривались, подписывали документы – неужели они не заслужили того, чтобы рядовые москвичи каждый месяц отстегивали им свои кровные?
Так что вопрос «почему в столице самые большие тарифы на капитальный ремонт?» сам собой отпадает. Потому что москвичи пользуются услугами самого дорогого в стране субподрядчика. Которого они, прямо скажем, сами не выбирали.