Подрядчики муниципальных парковщиков в Москве зарабатывают десятки миллионов, не вставая со стула.
Основными новостными темами последних дней являются политические планы Ксении Собчак, поражения исламистов в Сирии и похороны известных артистов. На этом фоне совершенно незамеченным прошел крупный штраф в размере 80 тысяч рублей, назначенный Государственному казенному учреждению «Администратор московского парковочного пространства» решением Главного контрольного управления Москвы.
Сначала строим, потом проектируем
Между тем за этим штрафом стоит целая трагикомедия, достойная пера Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Но эти достойные люди давно мертвы, поэтому заговорил о ситуации блогер, называющий себя Иваном Ёжиковым («Серьезные люди наверняка знают мое настоящее имя, но на открытый криминал вряд ли пойдут, в отличие от директоров подрядных организаций, зарабатывающих сотни миллионов из воздуха», – говорит он).
Мы не знаем, самостоятельное ли это расследование или же блогеру подкинули, как это очень часто делается, компромат на московское правительство. Так или иначе, обнародованная фактура чрезвычайно интересна.
Началось все в июле 2016 года, когда московская мэрия, на свою беду, озвучила через подконтрольный телеканал очередную победную реляцию – в Москве завершается проектирование сразу 103 автомобильных парковок, в среднем на 107 мест каждая. Оформлены они будут по последнему слову парковочной науки – там и терминалы для оплаты картами, и RFID-сканеры, и прочие блага цивилизации. На все это проектирование победитель тендера ГУП «МосгортрансНИИпроект» потратил почти 200 млн рублей. 18 тысяч рублей за каждое машиноместо. Только за проектирование.
Неустрашимые: почему чиновники московской мэрии – самые крутые в мире >>
Блогер не поленился посмотреть на список этих проектируемых парковок и с некоторым удивлением увидел, что в него включены объекты, действующие не первый год (в основном в центре столицы). Со всеми перечисленными благами. И вот теперь выделены деньги на их проектирование.
Интересно, что и на сайте АМПП «проектируемые» парковки уже тогда были указаны как рабочие – просто с пометкой «тестовый режим».
Любой человек, который взаимодействовал с государственными организациями в рамках тендерной системы, знает, что ничего удивительного тут нет. Сплошь и рядом подрядчик выбирается заранее и начинает работы, чтобы не сорвать сроки, пока чиновники из ГУПов думают, как провести нужный тендер без сучка и задоринки. Ибо при идеально честном тендере очень велика вероятность победы какой-нибудь конторы «Рога и копыта», которая выставит предельно низкую цену и отработает тяп-ляп. Проверенные контрагенты, знаете ли, как-то надежнее. Вы ведь тоже в магазине покупаете, скорее всего, колбасу определенной марки, а не устраиваете каждый раз тендер вслепую в погоне за самым дешевым предложением.
Но слишком уж серьезные деньги тут крутятся, поэтому Ёжиков решил копнуть поглубже (для простоты примем версию самостоятельного расследования вместо заботливо пестуемого анонимными антисобянинцами проекта).
Воображаемые друзья мэрии – асфальт, уборка и охрана
Например, одним из пунктов в контрактах про обустройство этих проектируемых парковок (да, судя по срокам проведения тендеров, мы проектируем и строим одновременно) стало обязательство города уплатить 45% стоимости контракта сразу после укладки асфальта. Предварительно парни из «МосгортрансНИИпроекта» пишут бумажку о том, что спокойно лежащий на этом месте асфальт подлежит замене. Реально, конечно, никто с этим не возится, просто по документам асфальтовое покрытие внезапно становится новым, и подрядчик получает крупную сумму, с которой продолжает дальнейшие работы.
Очень часто – фиктивные. Еще бы – все работы по обустройству парковки надо завершить за 15 дней после укладки асфальта. Понятно, что ни один сторонний претендент не пойдет на тендер с такими условиями. А «свой» давно уже провел все работы и теперь просто хочет денег.
Трехглавый дракон московского Дептранса вновь съел деньги горожан >>
Дальше – еще веселее. АМПП заключает также контракты на обслуживание парковок – кто-то же должен на них работать, контролировать процесс паркования, разрешать спорные ситуации. Эти услуги, конечно, оплачиваются. Даже тогда, когда парковка на реконструкции и ни одного контролера там нет (наварилось некое ООО «Эталон»).
Еще лучше с уборкой – контракт с ООО «ТОП-Сервис». Уборка – дело хорошее, а как мы сейчас увидим, еще и крайне выгодное. Общая стоимость контракта – 48,5 млн рублей. Из них 14,3 млн заплачено за уборку по тем адресам, где никаких парковок АМПП не существует. Еще 16,4 млн – за «уборку» не функционирующих парковок. В АМПП отписались, что «организованы там парковки или еще нет — значения не имеет, так как территории принадлежат ГКУ «АМПП» и мы обязаны содержать их в надлежащем состоянии, очищать от снега и вывозить мусор». Проблема лишь в том, что реально уборка не производилось, чему есть немало фото- и видеодоказательств.
Вы, наверное, устали, поэтому вот вам еще ЧОП «Чегар», и на этом закончим. Контракт на охрану 41 парковки. Почти по миллиону рублей на каждую. 10 парковок не существуют вообще, на многих существующих никакой охраны нет, а оборудование растащено. В АМПП отвечают, что были заключены дополнительные договоры с заменой адресов (а зачем было вообще включать в тендер фиктивные данные?), но договоры эти в публичный доступ не выкладывают.
Среди тех, кто ознакомился с этим расследованием, мифические объекты АМПП и «Мосприроды» получили меткое название «парковки ёжиков».
Кстати, по аналогичной схеме работает, по всей видимости, Государственное природоохранное бюджетное учреждение (ГПБУ) «Мосприрода», в 2016 году заключившее около 4 тысяч договоров на оказание охранных услуг, причем эти договоры часто включали в себя множество объектов. При этом проверка на месте показывает, что многих пунктов охраны, за организацию и содержание которых город перечислял немалые деньги, попросту не существует.
* * *
И, возвращаясь к началу, напомним, что даже сервильный столичный Главконтроль был вынужден признать нарушения. И выписал штраф в размере 80 тысяч рублей. За все эти промотанные миллионы. В АМПП утирают слезы и, чтобы не пришлось экономить на новогоднем корпоративе, отрабатывают совсем новую схему: ГКУ АМПП уже сейчас на полном серьезе выписывает штрафы за оплату парковки.
Руководит всем этим процессом вице-мэр, глава Департамента транспорта мэрии Максим Станиславович Ликсутов.