Предвыборное повышение минимального размера оплаты труда – популистское исполнение забытых обещаний 2001 года.
Президент России Владимир Путин потребовал от правительства в сжатые сроки довести размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума. Правительство взяло под козырек: с 1 января 2018 года МРОТ вырастет до 9489 руб. (более чем на 20%), а через год станет равняться прожиточному минимуму. И это самые крайние сроки. Раньше – можно, позже – ни-ни, подчеркнул президент.
Прошедшие 10 сентября региональные выборы в России ясно показали, что электорат президента и правящей партии – малообеспеченные слои населения (это хорошо видно по карте голосования в Москве). Именно на них рассчитана озвученная всеми СМИ инициатива президента, именно они должны увидеть, как заботится о них власть.
Никто, конечно, не расскажет по телевизору, что равенство МРОТ и прожиточного минимума закреплено в Трудовом кодексе еще 2001 года (ст. 133). То есть 18 лет потребовалось власти для того, чтобы выполнить собственный приказ. Тут, правда, есть тонкость: помимо 133-й статьи существует и 421-я, которая гласит, что сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного уровня устанавливаются федеральным законом. Этот закон так и не был принят – сейчас «минималку» повышают указами премьера и президента. Глава Минтруда Максим Топилин сообщил журналистам, что соответствующий законопроект уже подготовлен. Дорого яичко к Христову дню, Максим Анатольевич.
Кажется, давно ли МРОТ равнялся издевательским 4900 рублям! Он постоянно растет лишь с 2015 года, и с 1 июля 2017 года составляет уже 7800 рублей. За два с половиной года благодаря неустанной работе правительства удалось поднять в 1,6 раза. Посмотрим, как это повлияло на реальную жизнь россиян, благо таких изменений всего три.
Пропорционально выросли зарплаты бюджетников, получающих по сетке Новой системы оплаты труда (НСОТ). Впрочем, таковых не слишком много: последние реформы возложили распределение зарплат в бюджетных организациях на плечи руководителей, и директора школ с главврачами не слишком заморачиваются соблюдением норм НСОТ.
Пропорционально выросли взносы индивидуальных предпринимателей. 17 208 руб. в 2012 году, 32 479 руб. в 2013 году (шоковая терапия, от статуса ИП отказались около полумиллиона человек), 20 727 руб. в 2014 году, 22 261 в 2015-м, 23 253 в 2016-м, 27 990 в 2017-м. Экспоненциальный рост, совершенно не оправданный никакими экономическими соображениями. Почти никакими.
Здесь стоит сделать отступление о своеобразном положении индивидуальных предпринимателей в российской экономике.
Многие работодатели повадились оформлять своих работников как индивидуальных предпринимателей, заключая с ними соответствующие договоры об оказании услуг. Экономия огромная. Скажем, с зарплаты в 25 тысяч рублей работодатель должен перечислить в фонды 7,5 тыс. сверху, да еще и 3250 из самой зарплаты. В то же время, выплачивая те же 25 тысяч индивидуальному предпринимателю, он снимает с себя всякую дополнительную налоговую ответственность. Работник тоже не в обиде: вместо 39 тысяч в год НДФЛ он платит 28 тысяч как индивидуальный предприниматель. На ограничение данной схемы и направлен постоянный рост фиксированных платежей.
Беда только в том, что под раздачу попадают и настоящие ИП, в том числе работающие только сезонно. А предстоящее ужесточение законов о предпринимательстве приведет к тому, что регистрироваться в качестве ИП обяжут всех кустарей и огородников, продающих свой товар на поселковом базаре или блошином рынке. Их годовой доход от этой деятельности сплошь и рядом меньше 28 тысяч, ан – нельзя. Теперь останется только сдавать свой товар перекупщикам за копейки.
Ну а третье изменение – это повышение минимальной зарплаты самой по себе. У нас ее получают, по разным подсчетам, от 700 тысяч до 3 миллионов человек (такой разброс говорит о качестве статистики в стране) – и они вроде бы оказались в выигрыше. Реально, однако, все не так просто: у большинства из них «минималка» прописана в бухгалтерской документации, а еще какую-то сумму они получают на руки неофициально, то есть нелегально. С таких граждан государство стало брать в 1,6 раза больше НДФЛ и взносов, чем всего 2 года назад, при этом сами они никакой прибавки, скорее всего, не получили.
Расчетные цифры Минтруда показывают, что дополнительные расходы федерального бюджета от роста МРОТ в 2018 году составят 25 млрд руб., регионы потратят больше – 56 млрд. А бизнес вынужден будет раскошелиться на 43,9 млрд руб., и бóльшая часть этих средств, добавим мы, пойдет в бюджеты и фонды, а не работникам.
Способов платить человеку меньше «минималки» – полно. Никто не отменял еженедельных отгулов за свой счет, работы на полставки и других изящных решений, известных каждому кадровику. То есть большой бизнес ничего не потеряет. Всемогущие РЖД устанавливали для работников центрального офиса укороченную рабочую неделю за их счет – и ничего им за это не было. А вот для малого и сверхмалого бизнеса возможное повышение взносов и реальных зарплат – серьезная проблема. Кто будет торговать на рынке редиской, отстегивая за это налоговикам 30 тысяч в год? Правильно – никто, а значит, «Пятерочки» с «Магнитами» вновь почувствуют прирост числа покупателей, а с ними и доходов. Защищая бедных, государство лишает их работы. Удочку отняли, а рыбу выдаст кто-то другой.
Еще одним интересным пунктом станет экономия государства на социальных выплатах. Мы, как известно, перешли к адресной системе помощи, и государственные субсидии прямо зависят от дохода гражданина. Если доход не меньше прожиточного минимума (в среднем на члена семьи) – никаких субсидий. Повышая МРОТ до этой величины, государство перекладывает на работодателей часть своих социальных обязательств, еще и увеличивая налоговые поступления! Отметим, что в Москве региональный МРОТ давно равен прожиточному минимуму, и это способствует лидерству столицы в рейтинге качества налоговой политики.
Удивительно ли, что все документы по подготовке повышения МРОТ, по сведениям «Газеты.ру», были маркированы грифом «Секретно»?