Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:15
Москва
3 января ‘25, Пятница

Мусорные миллиарды: кто заработает на сжигании отходов в Подмосковье

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Оправдаются ли планируемые расходы на экологию в России – и для кого именно они оправдаются.

154 миллиарда рублей планируется потратить на создание новой системы переработки московского и подмосковного мусора. Об этом сообщил журналистам первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский. Никогда еще Россия не выделяла таких гигантских сумм на улучшение экологической ситуации в стране. Но как на самом деле повлияет на экологию страны новая система утилизации отходов?

Четыре черненьких чумазеньких завода

Если послушать объяснения Андрея Шипелова, генерального директора «РТ-Инвест», то Москву и жителей Московской области будущее ждет прямо-таки безоблачное – по крайней мере в делах мусорных. И система раздельного сбора отходов будет успешно реализована, и переработка мусора запустится, а то, что никак нельзя переработать, будет сожжено – для чего и вырастут в Подмосковье четыре мусоросжигательных завода: в Богородском и Наро-Фоминском городских округах, в Солнечногорском и Воскресенском муниципальных районах.

К концу 2022 года все четыре благополучно заработают, и будет всем счастье. Всего-то и нужно для этого счастья – в течение трех лет инвестировать в проект полторы сотни миллиардов рублей. Причем бо́льшую часть, 70 миллиардов – прямо сейчас, в 2019 году. Помимо частных банков в финансировании войны с мусором будет участвовать госкорпорация, собственно, ВЭБ.РФ, ключевой партнер проекта.

Красота, да и только. Правда, граждане из Подмосковья эту красоту почему-то ценить отказываются, чем власти ужасно недовольны. Так, 20 сентября 2018 года недовольные жители Ногинского района (сейчас это уже Богородский городской округ) изо всех сил пытались прорваться на общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду будущего мусоросжигательного завода в деревне Тимохово. Накачанные молодые люди отчаянно-криминального вида делали все, чтобы не пропустить в помещение ни одного активиста – но люди упорно продолжали добиваться своего.

Кто их нанял? Какое отношение к этому имеют, например, Андрей Шипелов и «РТ-Инвест»? И, главное, что же не устраивает жителей области в этом будущем счастье?

Завод, да не тот

Разумеется, проблема утилизации мусора стоит не только перед россиянами – и в некоторых странах ее решили относительно успешно. Заимствовать положительный зарубежный опыт – дело благое; при строительстве четырех МСЗ было решено использовать технологии швейцарско-японской компании Hitachi Zosen Inova. Мол, работают по этой технологии заводы по всей Европе, чем мы хуже.

Да, работают. Да, порой даже в жилых кварталах, и ничего, местные жители довольны. Но есть, как говорится, нюанс: там, «на диком западе», на таких заводах сжигается около 20% отходов; остальные – слава раздельному сбору мусора – благополучно перерабатываются или отправляются на захоронение. В России же на замечательных новеньких, с иголочки, заводиках предполагается сжигать 95% всего мусора. Потому что если делать все по правилам, то выйдет слишком уж много возни. Народ на вялые призывы сортировать мусор откликается неохотно, да и соответствующих контейнеров на всех не напасешься – какая уж тут переработка отходов? Всё в топку – так проще, а значит, так правильно.

Возможно, отчасти поэтому пресловутая швейцарско-японская компания хотя и соглашается поставлять в Россию свое оборудование, но инвестировать в проект строительства МСЗ в Подмосковье, по неофициальным данным, передумала. Потому что поставки – это одно, а быть инвестором и совладельцем сети заводов, приносящих окружающей среде немалый вред – это сейчас немодно и потому очень вредно для бизнеса.

Мусорный бизнес

Так и хочется спросить: откуда у принявших подобное решение – сначала выстроить дорогущие мусороперерабатывающие заводы, а потом использовать их исключительно как гигантские топки для сжигания мусора – такая лютая ненависть к москвичам и жителям Московской области? Ну, допустим, сами они к тому времени как заводы начнут выбрасывать в местную атмосферу клубы вонючего дыма, планируют благополучно переселиться в такое место, где тепло, светло, цивилизованно и дымом не пахнет. Но простых-то людей за что травить?

На самом деле, нет тут, конечно, никакой ненависти. Есть только любовь. Любовь к деньгам.

Изначально в качестве подрядчика и инвестора обширного мусорного проекта выступила компания «Ростех», глава которой, Сергей Чемезов, еще в 2015 году настаивал на строительстве в Подмосковье мусоросжигательных заводов по передовым технологиям. Закончилось, однако, тем, что контракты достались ростеховским дочкам. Точнее, даже не дочкам, а отдаленным потомкам: компаниям АГК-1 и АГК-2, «Альтернативным генерирующим компаниям», доля корпорации «Ростех» в которых – всего 5%. Большая часть этих компаний – собственность Андрея Шипелова, удивительно удачливого бизнесмена, счастливо женатого на дочери многолетнего депутата Нижегородской городской думы и просто одного из хозяев города Вадима Агафонова и давно питающего нежные чувства к государственным средствам.

Мечты, мечты, где ваша сладость

А как бы все могло быть в идеале? А, например, вот так: в России активно пропагандируют раздельный сбор мусора при помощи качественной социальной рекламы (телевидение, интернет, печатные издания). Более того, создают идеальные для него условия, чтобы грамотно выбрасывали мусор не только малочисленные, будем честны, граждане, принимающие близко к сердцу экологическую обстановку в стране, куда отвезти на переработку стекло и пластик, но и все остальные.

И параллельно строятся высокотехнологичные заводы, хотя бы по рецептам все той же Hitachi Zosen Inova, где бы большая часть мусора перерабатывалась, а не сжигалась. И да, расходы на экологию становятся действительно расходами на экологию, а не очередной кормушкой для чиновников, из друзей и друзей их друзей.

Что ж, возможно, когда-нибудь так и будет. Очень хотелось бы дожить.

Реклама