Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:33
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Аптечные драмы Александра Винокурова

Опубликовано

Активная полемика об идее продажи безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах просто не началась бы, если бы за ней не стояли чьи-то конкретные коммерческие интересы.

Впервые на высоком уровне эту идею озвучит вице-премьер Игорь Шувалов, славящийся своим снобизмом и аристократизмом – пожалуй, из всей верхушки он дальше всего от народа. С чего бы именно ему вдруг отслеживать путь рядового россиянина с работы мимо аптеки в супермаркет? Мы попытались понять логику высказывания чиновника и последовавших вслед за этим событий.

Подготовка закона

Предварительная аналитическая работа по этому предложению отняла бы примерно десять минут – россияне экономят время, аптечные сети теряют часть прибыли и, вероятно, сокращают число точек. Лекарства в супермаркетах будут дороже, чем сейчас в аптеках, но незначительно, плюс время от времени, перед истечением срока годности, их будут распродавать по акциям. В принципе, расширение конкурентной борьбы – штука хорошая, но не всякая конкуренция ведет к благу потребителя. Есть риск, что сети повысят цены на рецептурные лекарства, чтобы компенсировать выпадающую прибыль. Впрочем, о конкуренции мы еще поговорим – возможно, кое-кому удастся обойтись без этого неудобства.

Поэтому следующий шаг – финансовые расчеты. С полной отраслевой статистикой и наличием зарубежного опыта грубые – а иных здесь и не надо – прикидки изменений на рынке безрецептурных лекарств заняли бы пару дней.

Но на подготовку законопроекта ушло больше трех лет. Почему? Журналисты Moscow Post полагают, что все это время чиновники выбирали бенефициара данного нововведения – кто будет получать прибыль и готов за это заплатить.

Законопроект причудливо менялся – например, сперва речь шла о лицензировании торговых точек для продажи лекарств, потом этот пункт исчез. Лицензирование по-нашему, конечно, зачастую чистой воды побор, но когда это законодатели так просто отказывались от поборов?

Если только ради очень большого начальства.

Представление бенефициара

Зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова зовут Александр Винокуров. Долгое время он возглавлял инвестиционную группу с амбициозным названием А1, и в сентябре 2016 года получил право открыть аптеки своего дистрибьютора «СИА Интернейшнл» в сетях магазинов X5 Retal Group («Пятерочка», «Перекресток»), аффилированной с «Альфа-банком». К слову, связана «Альфа» и с А1. Долгие годы это был крупнейший частный банк России, на короткое время его опередила группа «Открытие», но это был спекулятивный рост, который даже не заставил поволноваться Михаила Фридмана.

Есть серьезные подозрения, что именно в интересах Фридмана с Винокуровым принимали решения и Шувалов, и министр торговли Денис Мантуров. Речь идет о достаточно больших деньгах – сам Винокуров планировал сразу запустить 3,3 тысяч аптечных точек, потратив на это 6 миллиардов рублей. Даже для зятя министра это ощутимые деньги.

Но дело затянулось. Более того, по ходу событий Винокуров покинул А1 и сейчас является скромным президентом инвесткомпании Marathon Group, основного совладельца «СИА Групп» (дистрибьютор фармацевтической продукции) и «Мега Фарм» (сеть аптек). Говорят, остепенился, решил заняться здоровьем. Ведь раньше ему приписывали едва ли не ратные подвиги.

Разминка перед боем

В 2006 году зять министра-патриота начал работать в американском инвестиционном фонде TPG Capital – том самом, который в 2010 году провел масштабную атаку на продуктового ритейлера «Лента» в стиле девяностых. Оформление собственности произошло 14 сентября 2010 года через «маски-шоу» с применением слезоточивого газа, с разбрасыванием пачек долларов, чтобы отвлечь охрану – многие называют это рейдерством… Роль самого Александра Винокурова в проделках его работодателя, к сожалению, неизвестна.

Но полученные навыки, несомненно, пригодились ему во время руководства группой А1 – ей приписывают силовые захваты целого ряда компаний. Известно, что контроль над «Стройфарфором» в городе Шахты Ростовской области А1 получила 14 июля 2014 года, привезя к проходной на двух автобусах одного судебного пристава и от 70 до 100 его добровольных помощников с травматическим и холодным оружием. День взятия Бастилии в Шахтах отпраздновали на славу.

Из других претензий к Винокурову – попытка вмешательства в конфликт между акционерами компьютерного ритейлера «Юлмарт», провал докапитализации автодилера «Независимость» и даже переговоры с главой Сбербанка Германом Грефом о возможности приобретения группой А1 проблемных кредитов «Сбера» (фактически это коллекторская деятельность).

Вылечат всех!

Вообще, конечно, удивительно все это. Ведь столь активный и местами даже буйный предприниматель – сын скромного аптечного работника. Ну как скромного – Семен Винокуров был, на секундочку, и партнером Шабтая Калмановича, и директором ГУП «Столичные аптеки», крупнейшего аптечного ритейлера столицы. И когда пришла пора отвечать за дела А1, Винокуров-младший решил залечь на дно в хорошо знакомой отрасли. Благо активы уже были подготовлены.

Фармкомпанию «СИА Интернейшнл» создал Игорь Рудинский, он же и управлял ею до самой своей смерти в 2014 году. При живом Рудинском мало кто осмеливался подумать о захвате этого бизнеса, но его наследники – в отличие от наследника Семена Винокурова – не обладали деловой хваткой. После хорошо подготовленной информационной атаки Рудинские потеряли «Нота-банк», а потом расстались и с «СИА». Винокуров выиграл борьбу за этот фармацевтический актив у Александра Репика («Р-фарм»). Более того, существуют подозрения, что Роман Авдеев («Московский кредитный банк») купил сеть аптек «36.6» также в интересах Винокурова.

Это очень удобно – владеть одновременно и крупным поставщиком, и одним из розничных дистрибьюторов: есть все возможности давить на конкурентов своей торговой сети. Уже пострадали «Фармакор», «Сердечко» – и это, кажется, только начало.

И все же – при всем почтении к талантам коммерсанта – на одном только папе и тесте столь вкусный рынок не захватишь. Нужны и другие союзники, а где их взять при такой манере ведения бизнеса? Только среди себе подобных.

Чемезов позвонит

На помощь пришла убыточная, но перспективная «Национальная иммунобиологическая компания», сокращенно «Нацимбио», принадлежавший «Ростеху» монополист в разработке и реализации отечественных вакцин. Осенью 2017 года «Ростех» заявил о грядущей приватизации «Нацимбио», а в феврале 2018-го была подписана сделка. Специально созданная Винокуровым инвесткомпания Marathon Group получила блокирующий пакет (25%+1) акций иммунобиологической компании, а «Ростех» – 49% «СИА Групп». Но мякотка сделки в одном условии: если «Нацимбио» теряет статус единственного поставщика для государственных нужд, Винокуров получает право в одностороннем порядке заявить о выкупе до 100% ее акций. Это может сработать уже в текущем году – «в 2018 году Минздрав РФ планирует определять поставщика препаратов плазмы крови на сумму более 3 млрд рублей с помощью электронных аукционов». Достаточно кому-нибудь – например, той же «СИА» – выиграть такой аукцион, и «Нацимбио» переходит к Винокурову.

Дело, повторимся, было в феврале. А в марте арестовали Николая Семенова, бывшего советника Сергея Чемезова. Семенов возглавлял «Нацимбио» с момента основания в 2013 году до 2016 года, а сейчас этому жителю Швейцарии (у фигуранта санкционных списков Чемезова не слишком патриотичные советники) инкриминируют растрату как минимум 10 млн бюджетных рублей. Вообще, не слишком понятно, что заставило благополучного бизнесмена приехать в Россию, где его уже с нетерпением ждали. Уж не теплое ли приглашение с целью поблагодарить за содействие – так сказать, Сечин-стайл?

Вот и складывается заявленный в начале текста пасьянс. Концентрируя в своих руках и фармпроизводство, и розничные точки, Винокуров постепенно готовился к тому, чтобы закон о разрешении продажи безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах ударил только по его конкурентам. Сам он благодаря давней дружбе с X5 Retail Group отлично подготовился к очередному раунду борьбы за аптечный рынок. И никакой конкуренции между его аптеками и дружественными супермаркетами, конечно, не будет.

Нужно ли ограничивать цены на билеты в гостеатры?
Реклама