Москва
18 декабря ‘24
Среда

Оборонные «Мотовилихинские заводы» уничтожены ради элитного жилья. Кто за это ответит?

Труп легендарного завода в Перми на берегу Камы обрастает уголовными делами

Был – и нет

Через дюжину лет эти заводы, заложенные ещё Татищевым, могли бы отмечать своё, страшно сказать, трёхсотлетие – много ли в России предприятий с такой историей?

И вроде бы ничто не предвещало беды – в 2009 году «Мотовилихинские заводы» оказались в перечне стратегических организаций России. Но положение на предприятии было уже хуже некуда…

В деле о выводе активов пермского ПАО «Мотовилихинские заводы» могут появиться новые фигуранты, связанные с «Ростехом». Генеральная прокуратура подала иск на 3,8 миллиарда рублей к восьми гражданам, которых считают причастными к хищению. Есть подозрение, правда, что они всего лишь исполнители воли более влиятельных лиц.

Среди подозреваемых значатся бывшие акционеры предприятия Марат Загидуллов, Рафаэль Гималов, Юрий Медведюк и Руслан Валитов.

Стоит отметить, что в 2008 году «Мотовилихинские заводы» вошли в состав госкорпорации «Ростех». Журналисты The Moscow Post, опираясь на некие источники, полагают, что именно с этого момента с завода начало выводиться имущество.

Одним из ключевых игроков в этой истории может быть татарстанский специалист Сергей Когогин, занимавший пост заместителя генерального директора «Ростеха» с 2008 по 2011 год. Именно он мог лоббировать интересы «Ростеха» в «Мотовилихинских заводах».

Вывод активов из «Мотовилихинских заводов» мог осуществляться по сложной схеме, включающей в себя создание подконтрольных компаний, вывод ликвидных активов и получение невозвратных займов. В результате этих действий предприятие было доведено до банкротства.

В настоящее время следствие по делу о банкротстве «Мотовилихинских заводов» продолжается. Не исключено, что в ближайшее время появятся новые фигуранты.

«КамАЗом» переехало

В 2002 году «Мотовилихинские заводы» перешли под контроль ЗАО «Финансовый дом «Русь», принадлежавшее Рафаэлю Гималову и его племяннику Марату Загидуллову (бывшему сити-менеджеру Казани). Есть такая примета: если в названии компании есть указание на что-то русское (не российское) – значит, наверняка её контролируют представители национальных меньшинств, Михаил Гуцериев не даст соврать.

Интересно, что в 2002 году генеральным директором «Мотовилихинских заводов» стал Иван Костин, ранее возглавлявший «КамАЗ». С того же года и по сей день гендиректором «КАМАЗа» является Сергей Когогин, покинувший ради этого поста кресло заместителя премьер-министра Республики Татарстан.

Связь Когогина и Гималова прослеживается на протяжении многих лет.

В 2007 году был образован «Ростех», который впоследствии получил полный контроль над «Мотовилихой». Примечательно, что до этого, в 2006 году, ЗАО «Финансовый дом «Русь» сотрудничал с «Рособоронэкспортом», предшественником «Ростеха». Там, «Русь» называли возможным партнёром корпорации при покупке акций титановой корпорации «ВСМПО-Ависма».

Стоит отметить, что скупкой акций «КамАЗа» в 2004 году занимался Рубен Варданян, который впоследствии скупал и «АвтоВАЗ», также доставшийся «Ростеху». Компания Варданяна «Тройка Диалог», в которой тоже работал Когогин, была замешана в скандале с выводом из страны $5 млрд через офшорные компании.

Таким образом, существует вероятность, что «восьмёрка лиц», фигурирующая в деле о выводе активов «Мотовилихинских заводов», действовала под руководством Когогина и новых собственников, связанных с властными структурами Татарстана.

Связь Когогина и Гималова, а также их сотрудничество с «Ростехом» наводит на мысль о том, что в высшем руководства «Ростеха» вполне могли что-то знать о происходившем. И по каким-то причинам закрывать глаза.

При осваивании самого «КамАЗа» могли проворачиваться схожие схемы. Офшор Avtoinvest LTD, предположительно связанный с «Тройкой Диалог», купил у Татарстана часть «КамАЗ-Капитала» и часть «КамАЗа». Затем «КамАЗ» выкупил эти акции обратно, но по цене на 79% выше рыночной. Разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн рублей.

Взяли и замяли

Первое уголовное дело по поводу хищений на «Мотовилихе» было заведено в 2013 году. Тогда речь шла о хищении скромной суммы 70 млн рублей. Одним из возможных фигурантов называли Марата Загидуллова. Однако дело было замято. Одно из предположений – оказавшись в прицеле внимания следователей, бывший вундеркинд (в 26 лет – начальник Управления имущества финансово-кредитных, страховых и внешнеэкономических организаций Министерства имущественных отношений РФ!) мог заговорить. Если не про своего дядю, то про других уважаемых людей.

Сегодня племянник и дядя фигурируют в списке 8 лиц, которых просят вернуть государству 3,8 миллиарда рублей по мотовилихинскому делу.

Роль других фигурантов дела, Валитова и Медведюка, пока не совсем ясна. Если следствие считает их соучастниками процесса с 2002 года, то они, вероятнее всего, представляли интересы тех же лиц, что и Загидуллов с Гималовым.

Известно, что Медведюк был связан с пермским «авторитетным» бизнесменом Владимиром Плотниковым, которого называют «хозяином» Перми. Валитова же связывали с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым, Романом Золотовым (сыном главы Росгвардии) и даже с упоминавшимся Михаилом Гуцериевым.

Следствие полагает, что эти люди не только выводили активы «Мотовилихи» на подконтрольные компании, но и обременяли предприятие кредитами – возможно, через «Финансовый дом «Русь». В итоге, уже под управлением «Ростеха», завод не смог выполнить гособоронзаказ и обанкротился.

Хрусть – и пополам

Имущественный комплекс «Мотовилихи» был продан акционерному обществу «Ремдизель», учредителем которого до 2021 года являлся «КамАЗ». Вероятно, автогигант и сейчас сохраняет контроль над компанией, ведь её гендиректором является бывший глава принадлежащего «КамАЗу» «ЦФ "КАМА"»

Вырисовывается схема, где «Мотовилихинские заводы» переходили из рук в руки, «обескровливались» и в итоге могут быть переданы застройщикам – например, Виталию Мащицкому, который занимается строительством «Ростех-Сити» на Волоколамском шоссе в Москве. Земля под заводом приватизирована, но примыкающие к ней земли – муниципальные.

Это может заинтересовать губернатора Дмитрия Махонина, который может захотеть поучаствовать в застройке этих территорий.

Продажа «Мотовилихинских заводов» под жильё – не единичный случай для «Ростеха». В Петербурге бывший завод «Кожа» будет застроен жилыми домами, а Московский завод радиотехнической аппаратуры и «Фазотрон» уже сменили владельцев.

Некрупные активы «Мотовилихинских заводов», не вошедшие в лот для «Ремдизеля», распродаются различным физическим и юридическим лицам. Например, жилые и нежилые помещения были проданы Анне Шубиной, которая ранее была связана с девелоперской компанией «Доминант-Строй».

Участки достаются ИП-шникам, которые могут быть номиналами крупных предпринимателей.

Например, участок в 29,4 тыс. кв. метров на берегу Камы был продан за 19 млн рублей, хотя даже кадастровая его стоимость составляет 37,7 млн рублей.

ООО «Пермский завод "Машиностроитель"», входившее в «Мотовилихинские заводы», продано за 500 млн рублей, хотя его балансовая стоимость составляет 1,5 млрд рублей.

АО «Редуктор-ПМ» продано за 382 млн рублей, хотя его балансовая стоимость составляет 1,2 млрд рублей.

А «Ростех», которому до сих пор принадлежит 75% акций «Мотовилихинских заводов», не предпринимает никаких действий для защиты имущества предприятия.

Похоже, всё идёт по плану.

Полная версия