Ребята, когда пишете президенту, хотя бы покажите текст корректору перед отправкой. Не позорьтесь перед Кремлём.
В конце декабря 2023 года было опубликовано интересное коллективное письмо. 42 человека, большинство из которых облечены властью (депутаты и мэры), призывают президента России, генерального прокурора, главу ФСБ, министра юстиции, руководителей Всероссийского общества охраны природы и Общественной палаты… покарать двух пенсионеров.
За чей счёт?
По мнению авторов письма, Виталий Рябцев и Любовь Аликина, внимание:
«… вполне реально могут достичь цели по разжиганию социального конфликта между жителями прибайкальских территорий и отделения их от жителей других регионов России».
Вот откуда угроза-то исходит, оказывается! Не от варварской вырубки, самовольной застройки и спуска канализации в Байкал, а от тех, кто с этим борется.
Жирным цветом и подчёркиванием также выделены вопросы о том, «за чей счёт финансируется деятельность данных пенсионеров, в том числе их "рейды", дальние поездки, освещение их деятельности в СМИ». Последний пункт особенно забавен: чиновники не могут себе представить, что журналисты могут писать о проблемах общероссийского значения (Байкал – достояние России!), не беря никаких денег с героев публикаций. Получается, депутаты и мэры так привыкли платить за позитив, что ищут того же у оппонентов? Официально: за этот материал нам не заплатили ни копейки. Мы просто сочли эту тему интересной. Не каждый день предпринимаются попытки обрушить мощь президента и генпрокурора на пару местных активистов без титулов и политического веса.
Пункты обвинения
Перечислим конкретные претензии к «обвиняемым».
Это обращение Виталия Рябцева к всё тому же президенту России с просьбой остановить преследование экологических активистов. Обратите внимание – одинокий Рябцев обращался за защитой, а четыре десятка его оппонентов – за наказанием.
Это ввод в обиход выражения «пожиратели Байкала», которое кажется местным властям обидным.
Это существование решения суда, в котором юрист Юлия Саенко защитила свои честь и достоинство после нападок Рябцева. Когда Рябцев пишет, что он пенсионер и не мог нанять адвоката, авторы письма комментируют, что адвокат у него был. Неужели на Байкале ничего не слышали про государственную «защиту по назначению», бесплатную для обвиняемого?
К слову, авторы письма могут быть вполне правы в том, что и Рябцев, и Аликина многократно употребляли нелестные формулировки на грани оскорбления и выдвигали довольно серьёзные обвинения, не предъявляя достаточных доказательств. Но с этим надо разбираться – и разбираются – в рамках законодательства.
В то же время, как следует из многочисленных открытых источников, Юлия Саенко за соответствующую плату помогает узаконить самострой на берегу Байкала. Правда, подаётся это в красивой обёртке:
«Юрист из провинции берется защищать жителей дачного поселка от госслужащих, не признающих право частной собственности на землю и требующих от людей снести дома».
Тот случай, когда защита интересов людей и интересов природы вступают в клинч. Там же сказано: «Юлия вывела процесс защиты за стены суда». Что это, если не политическая деятельность? Почему одним можно высказывать мнение о Байкале, а другим нельзя?
Еще одна претензия – Рябцев, «как мы узнали из СМИ», входил в руководство организации «Байкальская экологическая волна», признанной в 2016 году иностранным агентом и сразу же после этого расформированной. Факт, так и было, но с тех пор прошло восемь лет, а кто из подписавшихся безгрешен за этот период?
Большая торговля
Также Рябцеву и Аликиной вменяется в вину, что из-за их «пропаганды» главный эколог Госдумы Вячеслав Фетисов усомнился в необходимости строительства новых посёлков на берегу Байкала и сплошной вырубки лесов вокруг. Это, конечно, страшный грех. Но куда бо́льшим грехом является то, что на экологию высокого уровня у нас бросают непонятных спортсменов, а не профессиональных специалистов.
Перед нами торговля вокруг законов о Байкале. Перед нами интересы Китая, который много заплатит за их либерализацию (возможность скупать лес и воду). Имея 20% мирового населения, жёлтый гегемон располагает всего 7% запасов воды и чрезвычайно активно интересуется Южной Сибирью. Наивные попытки местных жителей как-то сохранить природу при этих ставках просто не учитываются.
«Обвиняемый» Рябцев приводит фотографии одних и тех же участков берега в 1990-х годах и ныне – разница существенная. Появились как турбазы, так и объекты ИЖС. Есть ли под всем этим единая система канализации и очистки – вопрос риторический.
Грамматически убогий текст, в котором как минимум одно откровенное передёргивание на грани лжи, подписал в числе прочих глава Шара-Тоготского муниципального образования Иркутской области Михаил Нагуслаев. Тот самый, которого, по его собственным словам, полвека назад отец ударил по губам только за плевок в Байкал. Виталий Рябцев резонно язвит: «Боюсь представить, что бы он с Вами сделал сейчас, увидев нынешнее состояние родной земли».
Большие деньги
Когда система наваливается на людей, не являющихся ни убийцами, ни ворами, ни насильниками, это всегда выглядит не очень красиво. Думается, что у Рябцева и Аликиной нет даже никакого меркантильного интереса во всём этом вопросе, хотя их оппоненты активно намекают на обратное.
Между тем интерес может быть как раз у оппонентов. Для местных властей строительство жилья и вырубка леса – золотое дно. Экология, увы, приносит прибыль только в очень долгой перспективе при рачительной государственной политике. А век руководства Шара-Тоготским муниципальным образованием короток. И от этого века надо брать всё возможное. Тем более что для него пришлось в неловкие 52 года получить наконец диплом выпускника Иркутского аграрного университета. Такие жертвы в Шара-Тоготе напрасно не приносят.
И да, почему ни один из почти полусотни подписантов не обратил внимание на многочисленные ошибки в тексте? Похоже, все эти люди элементарно малограмотны. Тогда почему они, не способные освоить русский язык в рамках школьной программы, берут на себя ответственность за судьбу природного наследия и живых людей?
* * *
В то же время, как ни парадоксально, перед нами – акт о моральной капитуляции. 42 очень уважаемых человека признаю́т, что не могут справиться с двумя неуважаемыми пожилыми оппонентами, и зовут на помощь тяжеловесов.
И да, просим не считать этот текст обращением ни в какие официальные органы. А то скоро, кажется, вся Россия будет жаловаться друг на друга президенту, генпрокурору, в МВД и «Столото». Кто-то должен прервать эту дурную традицию.