«Самый скверный городишко»: кому в Тамани жить хорошо
Две цитаты из русских классиков XIX века объединились в характеристики деятельности международного холдинга ОТЭКО, пользующегося безграничной любовью высоких властей и вызывающего страх и ненависть у простого народа.
Вернулся и победил
Странные вещи творятся в «самом скверном городишке из всех приморских городов России», как Григорий Печорин характеризовал Тамань. Есть сведения, что представители местной компании «Таманьнефтегаз» подцепили дурную привычку угрожать собственным работникам и журналистам не очень внятными, но судя по тону, очень неприятными перспективами.
Строго говоря, сфера интересов «Таманьнефтегаза» находится не в «городишке», через восемь лет после смерти Михаила Лермонтова вернувшемся к статусу станицы и заметно похорошевшем, а в 20 километрах южнее, где, цитируем забавную статью «Независимой», «Группа компаний ОТЭКО продолжает развивать на полуострове портово-промышленный кластер, отдельно подчёркивая свои усилия по сохранению природы уникального региона». Обратите внимание: не «прилагает» усилия, а «подчёркивает» их! Причём делает это под постоянным патронажем «экологического» вице-премьера Виктории Абрамченко. Патронаж этот настолько заботлив и нежен, что поговаривают даже о переходе Виктории Валериевны в ГК «ОТЭКО». Которая и контролирует «Таманьнефтегаз» через голландскую Beleggingsmaatschappij Nes B.V. А «ОТЭКО» – это Мишель Литвак, бельгийский предприниматель советского происхождения, человек удивительной судьбы и безграничной любви к искусству и деньгам, а паче того – к искусству делать деньги.
Михаил Ефремович Литвак родился в 1951 году в Ленинграде. Когда ему было 12 лет, семья отправилась искать лучшей жизни в Бельгию. Не очень ясно, каким путём, если, согласно wiki5, «оба его родителя были русскими», а приглашение из Израиля было тогда практически единственным легальным способом покинуть СССР. Заработав определённые деньги в капиталистическом раю, Михаил-Мишель продемонстрировал завидную прозорливость, одним из первых вернувшись на развалины социалистического ада. В 1991 году он зарегистрировал компанию с забавным в данном контексте названием «Русский мир», стал торговать китайским ширпотребом, а чуть позже перешёл в транспортно-сырьевой бизнес: из России делали «страну-бензоколонку», и Литвак стал скупать цистерны для перевозки мазута. Россия – одновременно мечта и кошмар логиста, но Мишель Ефремович собрал хороших логистов и занял серьёзное место на рынке перевозки национального достояния для продажи оного зарубежным партнёрам.
Сокрушитель Магомедовых
История прихода Литвака в Тамань достойна отдельного расследования. Точно известно, что добро на развитие портово-промышленного кластера дали самые серьёзные люди – помимо Абрамченко это бывший кандидат в преемники Сергей Иванов (спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта), бывший глава Минтранса Игорь Левитин (ныне помощник президента), министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин. То есть бельгиец имеет выход в высшие круги российской власти. Более того, он косвенно послужил краху вице-премьера Аркадия Дворковича и связанного с ним дагестанского транспортного бизнеса. В 2018 году генеральный прокурор Юрий Чайка рассказывал:
«Инвестор, француз, фамилия его Литвак, хотел инвестировать в Краснодарский край несколько миллиардов долларов на развитие портовой инфраструктуры и так далее. Братья Магомедовы выступали за то, чтобы за счет государственного ресурса создавать эту инфраструктуру и строили всякие козни этому человеку».
Магомедовы и их окружение впоследствии были приговорены к огромным срокам заключения. А «француз» Литвак через год получил российское гражданство.
Жертва водителей
Почему же тогда, пользуясь столь обильной государственной поддержкой, «новый русский» Литвак прижимает собственных работников?
Профсоюзный лидер компании «Таманьнефтегаз» Ростислав Щербаков утверждает, что сотрудникам отдела спецтехники службы автотранспорта АО «Таманьнефтегаз» срезали зарплату на 30%. Не напрямую, конечно, – через изменение системы оплаты. А не согласных пожертвовать интересами своей семьи ради великих проектов – уволить.
С 1 июня 2022 г. расчёт зарплаты для рабочих отдела начал выполняться по новой повременно-сдельной форме. Из всего предприятия свою подпись под соответствующим документом не поставили лишь шесть человек во главе с Щербаковым. Их уволили. Дело пошло в суд. Две первых инстанции отвергли претензии бунтовщиков, но в сентябре 2023 года Четвёртый кассационный суд в Краснодаре, указав на нарушения в процессе рассмотрения дела, вернул дело в первую инстанцию – Темрюкский райсуд.
Который 4 декабря 2023 года удовлетворил два иска работников, поручив немедленно восстановить их на работе с компенсациями до 2 млн рублей.
То есть люди полтора года не могли работать, жили непонятно на что, судились с мощнейшей компанией, патронируемой лично вице-премьером – и победили. Конечно, такую информацию нельзя широко публиковать. Вот, например, объективный и либеральный РБК с плохо скрытым удовольствием сообщил о первом поражении истцов, дал комментарии в поддержку работодателя, но через год ни слова не написал о новом решении Темрюкского суда. Неужели там боялись тех же анонимов, которые якобы угрожали активистам и редакции The Moscow Post?
Откупились площадкой
Помимо прочего, ОТЭКО взяла на себя опеку над кубанским посёлком Волна. Посмотрите, например, на трогательную новость об открытии детской площадки: за счёт финансовой поддержки группы смонтировано «семь тренажеров повышенной прочности и коррозийной устойчивости к влажному климату Таманской зоны Темрюкского района». С чего бы такая щедрость от людей, которые не в состоянии оплатить труд водителей? Ах да, именно здесь, в сейчсмически активном районе, клан Литвака построит крупнейшие в мире химические заводы по производству метанола и аммиака.
Жители, понятно, выступают против, пишут петиции – сделать такие предприятия экологически чистыми малореально, люди боятся вреда для здоровья и оттока туристов. Уже сейчас, по словам активистов, «в посёлки Волна и Таманский, станицу Тамань ветер приносит запах нефтепродуктов, а в районе угольного терминала наблюдаются облака пыли».
Инспектор ногу сломит
Структура капитала ОТЭКО предельно непрозрачна: это сложное переплетение кипрских, нидерландских и, возможно, иных офшоров. На 31 декабря 2021 года учредителем ОТЭКО были частная акционерная компания с ограниченной ответственностью «Рейлват БиВи» и ООО «Капиталинвест» с двумя сотрудниками и учредителем, опять же, с Кипра – «Иверлон Лимитед». Есть у «Капиталинвеста» и другой учредитель, ООО «Ирида», которая принадлежит «Югтерминалпроекту» и «Стройинжинирингу». Первый из них – дочка кипрского офшора из Ларнаки «Индутерн Экуити фанд лимитед», второй – дитя противоестественного брака самого́ «Югтерминалпроекта» и… АО «ОТЭКО».
Смешная деталь – доля кипрского «Иверлона» в «Капиталинвесте» находится в залоге у ООО «Логистический терминал Раменское». Учредители этого ООО – «Капиталинвест» и «Иверлон Лимитед»… Залог у самого себя…
Вот так замкнулось одно из многих колец, сплетённых империей Литвака – не иначе как для обеспечения налоговой и финансовой прозрачности бизнеса. А колец таких ещё хватает – полный разбор структур Литвака и Ко вылился бы в написание диссертации по особенностям ведения иностранцами крупного бизнеса в подсанкционной России.
Одержимость Голливудом
Но зачем 72-летнему Литваку столько денег, что он вынужден экономить на водителях? Может быть, дело в том, что помимо прочего он – основатель американской продюсерской компании Bold Films, а по совместительству – муж актрисы Светланы Меткиной и зять своего ровесника, бывшего депутата Госдумы Александра Меткина? Литвак – хороший семьянин: Александр Михайлович всегда занимал завидные должности в его структурах, а Светлана смогла сняться в нескольких неплохих фильмах. Лучшим достижением Bold Films, впрочем, стал фильм без её участия: драма «Одержимость» (2014) получила пять номинаций на «Оскара».
Так может быть, Мишелю Ефремовичу действительно заниматься тем, к чему душа лежит? Бельгийский продюсер, американская актриса – всё это представители стран, целенаправленно действующие против России, ежедневно душащие нашу экономику незаконными ограничениями. К слову, сам Литвак, несмотря на высокие связи в России, до сих пор под эти ограничения не попал. Соответствующие риски были, но об официальном включении в какой-либо из пресловутых списков нам неизвестно.
Но нет, не судьба отринуть дела: империя растёт с каждым днём. На дорогостоящее хобби нужны большие деньги. А откуда их вывести, как не из покинутого когда-то «Русского мира»?