Авиакомпания «Победа» проиграла второй суд инвалиду-колясочнику. Будет ли третий?
Почему больше половины скандалов с авиаперевозчиками приходятся на бывшего лоукостера «Победа»?
Большинство людей в России к авиакомпаниям относятся примерно никак. Хотя бы потому, что минимум половина из нас вообще никогда в жизни не летали, а три четверти от второй половины делают это крайне редко. В России примерно 6 миллионов активных пассажиров и еще 5-6 миллионов раз в год летают чартерами в Турцию.
Так вот, первые из этих шести миллионов далеко не так равнодушны к выбору перевозчика, как все остальные в среднем.
И неизменный лидер их антирейтинга все последние годы – ООО «Авиакомпания "Победа"», стопроцентным учредителем которой является ПАО «Аэрофлот», государственное на 73,77%.
То есть «Победа» для пассажира представляет собой именно государство. И «Аэрофлот» тоже. И когда после начала СВО случилось бегство топ-менеджмента, мы наконец поняли, почему холдинг долгие годы опирался на иностранный парк самолётов и заботился о чём угодно, только не об удобстве пассажиров.
И вот это государство обращается со своим народом примерно так:
«Победа» пригрозила судом пассажиру, снятому с рейса якобы из-за длинных ног
«Победа» в своей борьбе с правилами Минтранса дошла до ВС
Росавиация уличила «Победу» во лжи по поводу ребенка с ДЦП
И это лишь малая часть скандалов. Как говорится, никогда не было, и вот опять.
В судах Челябинска завершили рассмотрение иска пассажира о том, что «Победа» не допустила инвалида на борт из-за превышения емкости аккумулятора в его электрической коляске. Серьезно.
Согласно материалам дела, инвалид-колясочник Иван Вершок благополучно прилетел из родного Челябинска в Москву на самолете компании «Победа», никого не убил, не взорвал, но при регистрации на обратный рейс в аэропорту Шереметьево ему не позволили подняться на борт. Причиной стала слишком большая емкость литий-ионного аккумулятора, установленного в его инвалидной коляске (1800 Вт∙ч).
Действительно, одно время существовала проблема самовозгорания аккумуляторных батарей, поэтому в 2013 году были ужесточены правила их провоза. Скажем, пауэрбанки нельзя включать на борту – их можно провозить только в нерабочем состоянии. В целом устройства мощнее 160 Вт∙ч (32 Ah для стандартного пауэрбанка с напряжением 5 В) в России предписывается помещать в багаж как опасный груз. Для понимания, в среднем телефоне стоит аккумулятор на 4-5 Ah. У аккумулятора в коляске напряжение, конечно, намного выше, то есть по букве (но не духу) закона электроколяски вообще нельзя перевозить ни в каком виде.
Об этом почему-то «не знают» во всех остальных компаниях, включая стопроцентную маму «Победы» ПАО «Аэрофлот». Рейсом этой компании Иван Вершок и улетел домой, а вернувшись, подал иск в Курчатовский районный суд Челябинска к ООО «Авиакомпания «Победа» о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 миллионов рублей.
Истец резонно указал, что ему необоснованно отказано в перевозке, поскольку законодательством РФ не установлены ограничения емкости литий-ионных аккумуляторов в инвалидных колясках при осуществлении пассажиром авиаперевозок. Кроме того, Вершок утверждал, что неоднократно летал авиакомпанией ответчика, претензий к нему ранее не было.
Ответчик, однако, пошел в «несознанку». Представитель авиакомпании пояснил, что Вершок при покупке билетов не проинформировал перевозчика об ограничениях по состоянию здоровья, а также умолчал о технических характеристиках коляски. Однако в Челябинске пассажир без проблем зарегистрировался на рейс, воспользовавшись специальной услугой для маломобильных граждан. Однако из объяснений другого представителя ответчика следовало, что инцидент произошел из-за невнимательности сотрудников авиакомпании. То есть сотрудники «Победы» даже не смогли выдержать единую линию защиты.
В ходе суда ответчики справедливо утверждали, что Вершок отказался от перевозки самостоятельно: никто не возражал против его полета с коляской без аккумулятора. Вот только истец и суд возразили, что такое «щедрое предложение» сделало бы невозможным по прибытии в Челябинск использование инвалидной коляски для передвижения, то есть по сути являлось циничным издевательством, сиречь обычным отношением сотрудников «Победы» к клиентам. Также выяснилось, что представители «Победы» не имели возможности проверить, какая емкость у аккумулятора, так как не смогли снять защитную крышку. В итоге о емкости они знали только со слов владельца коляски.
Практика не знает случаев возгорания аккумуляторов инвалидных колясок на борту самолета, тогда как небольшие пауэрбанки и аккумуляторы телефонов время от времени вспыхивают до сих пор.
Читайте также
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик нарушил потребительские права истца, отказав ему в платной услуге. С ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Вершка была взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей. Именно эта сумма, по мнению суда, соблюдала баланс интересов обеих сторон. Кроме того, в пользу истца начислен штраф в размере 25 тысяч рублей за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.
И истец, и ответчик остались недовольны таким решением. Они подали апелляции. Челябинский областной суд увеличил размер компенсации морального вреда до 300 тысяч рублей, а размер потребительского штрафа до 150 тысяч рублей, сообщила пресс-служба суда.
Будет ли продолжение разбирательства на федеральном уровне? Продолжит ли государственная компания пиарить свое отношение к гражданам этого государства, то есть собственным совладельцам?