Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Скандальный министр сохранил свой пост: Пахомов продолжит «развивать» образование

Самый главный по образованию Оренбуржья попался в самую примитивную ловушку.

Мы ждали две недели. Поскольку жернова государственной машины работают медленно, а коней на переправе не меняют, то и организационные решения по уважаемым людям выносятся после тщательного обдумывания.

Ничего не произошло.

И это неправильно.

Заявление и оправдание

8 ноября по СМИ прошла роскошная цитата из выступления министра образования Оренбургской области Алексея Пахомова. Депутат областного заксобрания коммунист Нурлан Мунжасаров (учитель географии по образованию) спросил его, нормально ли, что заработать в школе 38 тысяч рублей можно, имея 20 лет стажа, высшую категорию и две полные ставки на одного человека. Мунжасаров предложил повысить зарплаты педагогов до уровня московских. Министр ответил:

«Если выровнять всем зарплату и сделать её московской – произойдёт то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублём, а не за тем, что есть призвание детей учить».

Когда скандал разразился, чиновники поспешили объясниться, что фразу вырвали из контекста. Характерно, что сам Пахомов объясняться не стал. А контекст, по словам обелителей его репутации, такой:

«Он пояснял, что в Оренбургской области чётко выполняются майские указы президента, по которым зарплата бюджетников жёстко привязана к зарплате средней. И он говорил, что в Оренбургской области средняя зарплата не равна зарплате в той же Москве, и что если мы сейчас оторвём эту зарплату от региональной экономики и сделаем её выше, грубо говорят, чем у сталевара, то это будет веский социальный перекос, у нас в учителя пойдут те, кто раньше на заводах работал, это будет странная ситуация в системе образования, которая отразится на качестве образования».

Первое правило чиновника – если нет аргументов, прикройся президентом. Правда, в министерстве ещё сообщили, что «средняя заработная плата педагогических работников организаций общего образования в регионе по итогам 2023 года составит 41 800 рублей в месяц» – но это, во-первых, с высокими зарплатами директоров, а во-вторых, экспериментально проверить эту цифру не могут ни журналисты, ни Кремль.

Также в министерстве пригрозили журналистам:

«В настоящее время министерством готовится требование об опровержении средствами массовой информации сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию».

Но и этих требований никто за две недели не увидел. Скандал решили зарыть. И это оставляет горестное впечатление, потому что в последнее время, по Ильфу и Петрову, за «головотяпство со взломом» у нас достаточно часто отставляют. Авторы фраз «Государство не просило рожать», «Макарошки стоят одинаково» и других шедевров в разных формах покинули свои посты. Нам кажется, призыв не слишком сильно повышать зарплату, чтобы работали только по призванию, относится к той же категории. И требованиям президента противоречит самым прямым образом.

Наживка сработала

Всерьёз относиться к заявлению Мунжасарова, конечно, не стоит. Его предложение приравнять Оренбург в Москве – чистейший бессмысленный популизм, на который сейчас горазды представители КПРФ. Но в данном случае провокация сработала блестяще.

Московских зарплат в Оренбуржье, конечно, не будет ещё долго. В то же время на поверку Пахомов внезапно оказался одним из самых богатых региональных министров образования. В 2021 году он задекларировал 4,8 млн рублей, его супруга – 3,1 млн рублей, ну и несовершеннолетний ребёнок заработал немного. Конечно, до московского коллеги Александра Молоткова с его 14,7 миллионами (больше Путина!) не дотянуться, но стремиться к этому надо.

Неудивительно, что депутат Госдумы Анатолий Вассерман немедленно предложил господину Пахомову урезать его собственную зарплату: Вассерман указал, что Пахомов зарабатывает «несуразно больше, чем люди, за улучшение жизни которых он отвечает».

Да, учителя должны быть обеспеченными, уважаемыми людьми, которым выгодно хорошо делать свою работу – иначе можно потерять драгоценное место. А в нищем Оренбуржье – тем более.

Нищий учитель – это крест на будущем России. Это человек, который выживает. Который знает, что его не уволят, потому что дураков на его место нет. Лучше и впрямь пойти на завод – образования не нужно, платят больше, нервотрёпки меньше.

Призвание вымирать?

Удивительно ли, что при таком подходе население Оренбургской области стремительно сокращается? Это едва ли не единственный субъект федерации, который в XXI веке вообще ни разу, ни за один год не показал прирост числа жителей. 17% – без вооружённых конфликтов, смертоносных эпидемий (да простит нас ковид), глубоких экономических кризисов.

Уезжают. В том числе и потому, что здесь очень трудно дать хорошее образование детям. Потому что помимо призвания учителю нужны и уверенность в завтрашнем дне, и возможность совершенствоваться.

Да, о своём призвании свердловчанин не забывает – Пахомов возглавляет Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское Педагогическое Собрание». В чем смысл делать чиновника главой общественного объединения – загадка: ведь при этом смысл существования объединения теряется, оно начинает дублировать официальные структуры.

А учителей в области почему-то не хватает. В отдельно взятой школе нет учителей русского, литературы, химии. Негде взять: «в школу не идут, потому что зарплата маленькая, особенно у молодых учителей, а нагрузка большая». Не результат ли это подобного подхода со стороны министерства?

Пахомов, впрочем, видит выход: он поддержал резонансное предложение пустить в школу работать учителями осуждённых и отбывших наказание граждан. Это дешевле, чем повышать зарплату квалифицированным профессионалам.

* * *

12 декабря, в День Конституции, господин Пахомов отпразднует четвёртую годовщину нахождения в министерском кресле. Вопрос: выдержит ли несчастное оренбургское образование пятилетку энтузиаста, требующего работать «по призванию»?

Что об этом думает губернатор Денис Паслер?

Увы, Пахомов – креатура именно Паслера. С первых дней своего пребывания в Оренбурге Паслер показал, что не видит способных управленцев среди местных кадров (может быть, их плохо учили в школе?), и расставил по ключевым постам земляков-свердловчан. В том числе и Пахомова, который до этого занимался образованием на посту заместителя профильного министра Свердловской области.

В 2024 году Паслер попытается переизбраться на следующий срок. Обеспечивать явку и нужный результат обяжут тех самых учителей, в призвание которых верит Пахомов. А что будет, если в знак протеста эти люди не станут играть под дудку министра? Скандал на всю Россию, Денис Владимирович.

Полная версия