Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:13
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Хроники Вырубгского района: допрыгнет ли заяц до ПУПКа Ильи Трабера?

Опубликовано
Текст:

На территории Ленинградской области стремительно уменьшается поголовье зайцев. INFOX.RU знает, кто виноват.

В советские времена одних только беляков в Ленинградской области было 100-160 тысяч, сейчас всего 43 тысячи, а русаков вообще 500. Попытки искусственно увеличить число ушастых красавцев проваливаются – вон, чувашский кооператив «Тусай» сорвал поставки русаков в Ленобласть, за что влип в реестр недобросовестных поставщиков.

А ведь хорошо, что сорвал. Чувашские русаки быстро погибли бы на Ленинградщине – им там попросту негде жить. Вырубают.

Зайцев любят практически все, а вот лесорубов – скорее наоборот. Поэтому давайте разберёмся, что же случилось, кто виноват и что с этими виноватыми делать.

Большие люди, маленькие конторы

В Выборгском районе Ленобласти раскручивается громкое дело «лесной мафии»: да, несмотря на все усилия регионального руководство, там ещё остались леса.

По версии следствия, глава УМВД по Выборгскому району Роман Ильин за ежемесячную мзду оказывал покровительство преступникам, которые осуществляли незаконные рубки на территории Выборгского района. Ему инкриминируют получение взятки в крупном размере. Во время обыска у него нашли крупную сумму денег. Официальная формулировка гласит, что начальник полиции занимался обеспечением «беспрепятственного осуществления приносящей доход деятельности в виде заготовки леса и реализации древесины». Вознаграждение, по оценкам правоохранителей, превысило 8 млн рублей.

Чуть ранее по делам о нелегальных рубках задержали начальника отдела полиции Владимира Катановича и директора Северо-Западного лесничества Наталью Мищенкову.

Но надо понимать одну вещь. В преступлениях такого плана ни силовики, ни чиновники практически никогда не бывают организаторами. Они могут за определённую мзду совершить какие-то действия или, напротив, закрыть глаза на что-то, но всегда присутствует некая бизнес-сила, «центр принятия решений» и в итоге – конечный бенефициар аферы.

При этом в делах Ильина и Катановича, насколько известно, не указаны имена взяткодателей. Зато они есть в материалах на Мищенкову – это ООО «Бум Строй» («КоммерсантЪ» ошибочно пишет «Бумстрой»), ООО «Изобилие» и ООО «Технолес», последнее ликвидировано ещё в 2019 году. К ответственности на данный момент привлечено только «Изобилие» отца и сына Русланов Дударовых – с них попытаются взыскать 36 миллионов рублей.

Все указанные организации никак не пересекаются по персоналиям или организационной структуре. Крупнейший из них – «Бум Строй» Юрия Малашенко со смешной арифметикой: в 2022 году организация показала валовую прибыль в 158,7 млн рублей, а управленческие расходы – в 160,6 млн рублей.

В любом случае это не те масштабы, ради которых стоило бы привлекать целого главполицейского района. Нелегальные лесозаготовки – бизнес с оборотами в миллиарды рублей, в принципе невозможный без «крышевания». И небольшие ООО никому не известных граждан тут могут выступать скорее громоотводом, приманкой для правосудия, нежели реальными организаторами процесса.

Человек-оркестр

Скрытым бенефициаром уничтожения природы Ленинградской области журналисты The Moscow Post без особых доказательств называют любимца испанской и монакской полиции Илью Трабера, зачем-то приписывая ему обширные связи с криминальным миром (тогда как покойная «Новая газета», напротив, прослеживает отношения Трабера с Кремлём).

Давайте рассмотрим, чем вызваны такие подозрения и насколько они обоснованы.

Илья Ильич немолод, ему 73 года и вроде бы можно отдохнуть, но столь обязывающее сплетение интересов не позволяет. От формального руководства своими компаниями он всё же отошёл (да и ранее старался не занимать руководящие посты), однако влияние сохранил. Так, например, Трабер остаётся крупнейшим учредителем ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (Приморский УПК или просто ПУПК). Эта организация возводит огромный порт в том же Выборгском районе – и там, по странному совпадению, ему тоже мешали леса. Так сильно мешали, что даже предельно лояльная к нему областная администрация подала семь исков против ПУПКа, требуя посадить новые деревья взамен вырубленных. Правда, выяснилось, что на территории региона их попросту негде сажать: все подходящие земли розданы администрацией Александра Дрозденко подходящим людям.

Впрочем, дровосек Илья Трабер не унывает из-за невозможности компенсировать ущерб – он человек разносторонних дарований, ему есть чем заняться помимо высаживания деревьев. Выпускник Севастопольского морского инженерного училища, офицер-подводник Трабер в 1980 году вряд ли рисковал быть отправленным в окрестности Кандагара, но всё же принял радикальное решение – уволиться в запас и пойти работать барменом. Пивные бары западного образца в 1980-е годы были наперечёт, в них отдыхала элита, и умный бармен в центре Ленинграда мог завести вы сами понимаете какие знакомства. А Илья Ильич был очень умным барменом.

В начале ельцинской свободы мы видим 40-летнего Трабера хозяином антикварной лавки. Одно время писали, что у него до сих пор сохранилось прозвище «Антиквар», но Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в 2021 году потребовал от Агентства бизнес-новостей написать, что такой клички у Ильи Трабера нет. Повторяем: Илья Трабер – не Антиквар, никто его так не называет!

Захаживал к нему любитель культуры Анатолий Собчак, говорят, поспособствовавший расширению этого бизнеса… И в какой-то момент мы увидели новый скачок – подводник, бармен и антиквар становится официальным совладельцем Петербургской топливной компании, Петербургского нефтяного терминала, морского порта Санкт-Петербург и монополиста по заправке самолётов в Пулкове «Совэкс»! В «Википедии» вы можете прочесть, что в подчинённых у него ходили будущие топы «Газпрома» Алексей Миллер и Александр Дюков, но это не так – они просто взаимодействовали. При этом рядом с бизнесом или непосредственно в нём всегда была фигура «ночного губернатора Петербурга» Владимира Кумарина, отбывающего ныне длительный срок заключения.

Заработав хорошие деньги, Трабер, как писали СМИ, лишённые с тех пор лицензии, получил греческое гражданство и переселился в Европу (Швейцария, Монако, Франция). Нам не удалось достоверно проверить эту информацию, но сам Трабер в своих многочисленных исках к СМИ её не оспаривал.

Не успевая соболезновать

Формальный глава Выборгского района – Валерий Савинов. Он занял этот пост после крайне неожиданной смерти Ильдара Гилязова, которому, похоже, поздно оказали помощь при коронавирусе. Гилязов проработал чуть более полугода – в 2020 году он сменил Геннадия Орлова, пошедшего по уголовному делу. Тот тоже работал недолго – с тех пор как в 2017 году его предшественник Александр Лысов умер после тяжёлой продолжительной болезни.

В общем, налицо текучка кадров – губернатор Александр Дрозденко уже дважды выражал соболезнование родным и близким выборгских райононачальников.

Лысов, кстати, до назначения на пост работал главным по кадрам на Выборгском судостроительном заводе, который тогда контролировал близкий товарищ Трабера Александр Петров, депутат Выборгского района – к слову, отец экс-гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова, а гоняться там в конце пелотона – удовольствие не из дешёвых, тариф от десятка миллионов долларов в год.

В октябре 2020 года Дрозденко почему-то не стал публично выражать соболезнования по поводу убийства Петрова-старшего возле его собственного колледжа. Губернатор лишь сообщил, что убивать людей – большой грех.

Убийство произошло на фоне расследования уголовного дела о хищении из бюджета района 700 млн рублей, в рамках которого как раз и был задержан бывший глава района Геннадий Орлов, а также экс-руководитель финансового комитета Александр Болучевский. Суд отправил Орлова за решётку на семь лет, а вот допросить Петрова следователи не успели. Его убили за несколько дней до дачи показаний. А незадолго до этого из его дома вынесли сейф, где находились наличность и будто бы некие документы.

Всё это творится совершено в стиле девяностых, которые полностью вернулись в Ленинградскую область.

Прослеживаем связи

Но при чём тут Трабер?

За два года до этого произошел другой скандал. Тогда активисты Всеволожского района вскрыли схемы сомнительной распродажи земельных участков Юкковского леса. Тогда интересной организации ДНП «Цветочная поляна» досталось 35 соток за… 353 рубля. И предполагается, что владельцы ДНП могут быть связаны с окружением Трабера.

До сентября 2021 года, то есть во время приобретения земли за копейки, в числе учредителей ДНП находился Олег Борисович Ашихмин, которого «Москоу Пост» почему-то упорно называет Ашимихиным (может, чтобы Олег Борисович не нашёл их материал?). Ашихмин – серийный учредитель разного рода садовых товариществ, успешно решающий их земельные вопросы. Он же с 2002 года – президент некоммерческого партнерства (НП) «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», объединяющего частные компании, связанные с нефтяной отраслью, где также активно трудится Илья Трабер.

В числе соучредителей «Нефтяного клуба» до 2022 года находилась «Петербургская топливная компания» (не «нефтяная», коллеги, окститесь!), то есть ПТК. Эта организация до такой степени ассоциируется с неофициальными королями Петербуржщины, что злопыхатели до сих пор расшифровывают её как «Петров, Трабер, Кумарин». Петрова убрали коллеги, Кумарина сдали коллеги, Трабер заботится о коллегах.

Сегодня «ПТК Холдинг» через ООО «ТС 94» принадлежит Андрею и Ольге Голубевым, которые предположительно могут согласовывать свои действия на рынке с бывшим совладельцем бизнеса господином Трабером.

Они везде

В 2002 году, когда Ашихмин стал президентом "Нефтяного клуба", малоизвестный чиновник Александр Дрозденко занял пост главы областного комитета по управлению государственным имуществом. Параллельно с этим возглавлял Минимущество РФ по ЛО. То есть все имущественные вопросы в регионе почти 20 лет находятся под его контролем, он знает о них всё. И о распределении участков по 10 рублей за сотку тоже.

Более того, семья губернатора и сама рада поучаствовать в застройке региона. В 2021 году «Усть-Лужская ПТК» начала строительство промзоны в Усть-Луге, что привело к протестам местных жителей. В истории учредителей этой организации числится не только Ирина Дрозденко, первая леди региона, но и Жанна Гешеле, жена двоюродного брата губернатора (и экс-главы Кингисеппского района).

Ещё один совладелец «Усть-Лужской ПТК» – Дмитрий Слепов, ранее выступавший владельцем ООО «СК "Стройэнергогарант"» (не «Стройгарант», как пишут в ряде источников). Этому ООО принадлежало 100% акций ООО «Энергомост», в числе учредителей которой до 2012 года выступала ГК «ЭФЭСК», где присутствовал сын бывшего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова Вадим.

Помимо этого, партнёр клана Дрозденко Дмитрий Слепов и Сердюков-младший были связаны через присутствие в капитале АО «ЛОЭСК», причём нынешний директор ЛОЭСКа Андрей Сизов внезапно отыскивается среди учредителей «Приморского УПК», с которого мы начали рассказ о деятельности Трабера. Был такой советский мультик – «Пони бегает по кругу»…

* * *

Кстати, о мультиках. В очаровательном сериале Олега Куваева «Магазинчик БО» (на автора заведено уголовное дело, но пока он не признан ни иноагентом, ни экстремистом, о чём, кажется, сожалеет) главный герой, заяц-пришелец, прячет свою летающую тарелку в кустах под Выборгом.

Теперь инопланетный агент лишён убежища. Скоро под Выборгом даже мигрантам будет негде оставлять свои закладки, а район можно переименовывать в Вырубгский.

Так может быть, не имеющий прозвища «Антиквар» подводник-лесоруб просто очень хочет найти артефакт зайца Бо?

Реклама