Разгорается скандал вокруг территории Суворовского училища в Ульяновске. Кажется невероятным, что в этом невзрачном городе вообще кому-то понадобилась территория, но уж больно выгодное положение занимает этот объект культурного наследия.
Коммунисты не спят
Новость от 29 сентября 2017 года: «Минобороны выделит 4 млрд рублей на ремонт комплекса зданий военного училища в Ульяновске», работы будут завершены в 2020 году, демонтажные работы уже начались. Суворовцы переехали в комплекс зданий на ул. Карла Маркса.
Шесть лет спустя воз находится на том же месте. Вопрос реконструкции территории училища даже привёл к конфликту двух губернаторов.
В октябре 2023 года депутат Госдумы Сергей Морозов, в прошлом – невероятно колоритный ульяновский губернатор с местными корнями, обратился к генпрокурору России Игорю Краснову с яростным письмом. Не называя имени своего преемника по имени, он обрушивается с уничтожающей критикой на «новоявленных руководителей региона». Разумеется, не по собственному почину, о нет – токмо волею пославшего его народа в лице «гражданина Игоря Юрьевича Воеводина, выступающего от имени общественного движения "За сохранение исторического наследия Ульяновской области"».
Несложный поиск установил, что такой организации юридически не существует. Движение было создано в феврале 2023 года, у него якобы тридцать и три учредителя, но оформить свои отношения юридически эти граждане не пожелали. Более того, «движение» и не скрывает, что озабочено ровно одним объектом исторического наследия – Суворовским училищем. Руководство воображаемого движения связано с местным филиалом КПРФ: в число трёх «сопредседателей» вошёл Алексей Куринный, депутат Госдумы и одновременно первый секретарь местного обкома. Куринный – хороший товарищ своего буйного коллеги Валерия Рашкина, карьеру которого, по иронии судьбы, в почти соседней Саратовской области оборвал также не оформленный надлежащим образом лось. В погоне за пиаром эти граждане готовы защищать любые права – лишь бы это было как бы против власти, но при этом не представляло для них личной и карьерной опасности.
И всё бы ничего, но губернатор Алексей Русских – тоже из КПРФ. Поэтому протестанты «на месте» (в отличие от вице-спикера от ЕР Морозова) выступают не против губернатора лично, а против абстрактных жадных властей и застройщиков.
Попытка компромисса
Сейчас мы читаем в ТГ-каналах: «Около ста активистов потребовали сохранить и благоустроить территорию бывшего Симбирского кадетского корпуса. Участок хотят застроить жилыми домами. Жители решили собираться на акции каждый четверг». Действительно, как говорят протестанты, «Победила концепция. которая включала в себя застройку территории бывшего Суворовского училища двумя элитными домами и сдачей в аренду здания Кадетского корпуса (объект культурного наследия) коммерческим структурам».
Почему это училище столь ценно? Оно находится в самом центре города, в средоточии власти, на территории крепости, из которой вырос город. Специально для москвичей – это как на территории Кремля, в крайнем случае Красной или Манежной площади.
В архитектурном конкурсе победила компания «Простор», предложившая концепцию, основой которой действительно стало строительство двух жилищных комплексов (ЖК) с предположением, что застройщик вложит часть средств в ремонт исторического, очень ценного здания Кадетского корпуса.
Здесь вы можете увидеть, что представлял собой кадетский квартал последние полтора столетия, а здесь – новый проект, который то ли будет, то ли не будет реализован. Очень важный момент: жилья запланировано совсем не много, чуть больше 20 тыс. кв. м, то есть это совсем не 30-этажные хуснуллинки. Сносить объекты культурного наследия никто не собирается (и не рискнёт, это не Москва). Новые жилые здания планируется сделать шестиэтажными, а при такой общей площади это значит, что они займут 3-3,5 тыс. кв. м, что эквивалентно квадрату со стороной 55-60 метров.
Да, квартиры там скупят чиновники и бизнесмены. Зато на деньги инвестора удастся сделать культурно-музейные общественные пространства на оставшейся части комплекса. Это капитализм, дорогие друзья. При нём и не должно быть иначе. Или по карточкам на мясо и сахар соскучились?
«Многоэтажки Сеюкова»
Другой вопрос, кто будет строить. Одновременно с возникновением мифического движения был вброшен следующий тезис (грамматика автора):
«Территория, которая может стать настоящей «жемчужиной» исторического центра, однако региональные власти приговорили ее к застройке: компания «Премьера» олигарха Сеюкова под благим видом благоустройства намерена возвести здесь многоэтажки, торгово-офисные помещения, автомобильные парковки, хостелы…»
Сеюков действительно одиозный персонаж, герой скандалов, его очень не любят в городе. Руслан Хайдарович – учредитель двух десятков компаний, суммарная стоимость которых на 2022 год составляла внушительный… минус 1 миллиард рублей! В том числе доли предпринимателя – минус 767 миллионов. Поднялась семья Сеюковых при губернаторе Сергее Морозове, а сейчас, возможно, испытывает некоторые сложности.
К тому же теперь её ещё и используют бывшие соратники. Все подписи под протестами собираются исходя из тезиса о «многоэтажках Сеюкова». Подтверждений таким планам, однако, мы в «местных СМИ» (Moscow Post предусмотрительно «ссылается» на них без гиперссылки) не нашли. Скорее всего, их и вовсе не существует, поскольку есть утверждённый проект-победитель, соблюдающий баланс коммерческого и социально-культурного использования площади. Лучшего варианта не будет, ребята. Объект находится на балансе Ульяновска – даже не области. С нынешними ценами стоимость реновации территории составит не менее 8 миллиардов рублей, годовой бюджет Ульяновска – 14-15 миллиардов. Даже хорошая реставрация двух исторических зданий – не меньше миллиарда. Уважаемые протестанты почему-то считают, что эти деньги появятся сами собой, государство – оно богатое, а никакой военной операции и экономической изоляции не существует.
Забавно при этом, что пресловутое письмо Морозова как раз пересыпано патриотической риторикой: «здания, в которых преподавали выдающиеся герои Отечества», «президент России и все граждане страны уделяют большое внимание военно-патриотическому движению», «Неужели мы – люди, которые отвечают за судьбу страны, – позволим свершиться беззаконию?». А где взять деньги на государственную реконструкцию и последующее содержание зданий – ни слова.
По суворовскому счёту
Сравним двух губернаторов в суворовском преломлении.
Что делал Морозов? Приезжал на объект и ждал, когда Минобороны всё сделает, чтобы поблистать улыбкой на торжественном открытии. Его начальник Управления по охране объектов культурного наследия Ульяновской области Шарпудин Хаутиев откровенно говорил:
«Даже если мы представим чисто гипотетически, что Минобороны согласится отдать нам эту территорию и здания и перенесёт училище в другое место, то деньги на реконструкцию Кадетского корпуса мы вряд ли сможем найти».
Что сделал Русских? Осознал, что у Минобороны хватает проблем помимо исторического наследия Ульяновской области, благо училище прекрасно работает на Карла Маркса. Договорился о передаче проблемного актива в юрисдикцию Ульяновска. Отметим, что владеть памятниками федерального значения (а таковыми признаны здания Штаба и Кадетского корпуса) – это очень хлопотно и дорого. Поэтому без частных инвестиций было заведомо не обойтись, а частные инвестиции в таких вопросах всегда предполагают строительство жилья.
Кто прав?
Значит ли это, что один плохой, а другой хороший?
Конечно, нет.
Оба хороши(е).
Moscow Post обвиняет экс-губернатора не только в работе против преемника, но и – между строк – в том, что упомянутые в начале этого текста 4 миллиарда рублей от Минобороны где-то «заблудились». Да нигде они не заблудились, скорее всего, просто не были физически выделены, по крайней мере в сколько-нибудь значительных объёмах. Объявить не значит заплатить – особенно если в регионе творится такой сумбур.
Губернатор Русских пришёл в Ульяновск не с улицы. 55-летний уроженец Ижевска, бауманец, автор очень оптимистичной диссертации «Прямые зарубежные инвестиции российских компаний». Много лет тесно связан с Московской областью, в 2018 году даже стал сенатором от этого региона – известного в первую очередь совершенно варварской застройкой любого заманчивого участка под мигрантские гетто. Защищая интересы губернатора Воробьёва в сенате, Русских не мог не проникнуться этой замечательной стратегией. Мигрантам на небогатой Ульяновщине, правда, не особенно интересно (хотя хостел для нелегальных мигрантов в бывшей школе на ул. Академика Павлова там при Русских организовали), а вот продавать жильё через государственные программы даже скромно живущим семьям в Подмосковье хорошо научились.
В этом смысле, конечно, нельзя исключать возможность подмены проекта непосредственно перед строительством или даже в его процессе – манёвр, хорошо освоенный в столичном регионе.
Может, именно поэтому подмосковному ижевчанину дали депрессивную Ульяновскую область, где строить, в общем, нечего и незачем. Но, как гласит старая русская поговорка, профессионал место найдёт.