Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

От нашего завода – к вашей груди: особенности кабардинской маммографии

Каменская районная больница в Пензенской области инвестировала 15 миллионов рублей в цифровой маммограф «Диамант». Казалось бы, что в этом плохого? Действительно, ничего. Но есть нюанс...

Поставщиком «Диаманта» стало пензенское предприятие «Медоптима» под руководством Виктории Нефёдовой. Устройство изготовлено кабардинской корпорацией «Севкаврентген-Д», почему она сама не может его продавать, не очень ясно. Тем более что в числе учредителей этой компании оказался известный специалист – бывший республиканский министр промышленности, энергетики и торговли Роман Пономаренко.

«Медоптима»

По сведениям источников Moscow Post, Роман Николаевич может иметь отношение к своему прежнему начальнику, бывшему руководителю КБР, ныне отдыхающему в Совете Федерации Арсену Канокову.

Закупка была произведена в контексте нацпроекта «Здравоохранение», то есть с использованием федеральных средств. Кажется, что финансы так и липнут к «Медоптиме» – молодой фирме, основанной в 2021 году. Учреждения различных районов Пензенской области наперебой стремятся закупиться именно у делали заказы у этой компании. В чём причина?

Общая сумма государственных заказов фирмы достигла 830 миллионов рублей. К концу 2022 года компания показала прибыль в 107 миллионов рублей, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Появляется впечатление, что ей постоянно предоставляют новые возможности, один договор следует за другим.

Большинство договоров заключены с организациями Пензенского района. Тем не менее, по данным «РусПрофайла», самое крупное соглашение на сумму 164 миллиона рублей компания заключила с Комитетом по здравоохранению Ленинградской области. И это тоже связано с покупкой томографа. Загадочным образом контракт, заключенный в октябре 2022 года, до сих пор числится как находящийся в стадии исполнения, хотя прошло более 6 месяцев. Впрочем, это может быть связано с несовершенством информационной системы.

На посту главы и владелицы «Медоптима» находится не очень известная бизнесвумен Виктория Нефёдова. Она также действует как индивидуальный предприниматель и в этом качестве тоже получает госзаказы, но уже не на оборудование, а на другие медицинские товары: пинцеты, пластыри, инструменты для хирургии.

По сведениям журналистов Moscow Post, Виктория раньше могла входить в число бенефициаров компании «Фармтрейд», владеющей аптечной сетью в Пензе. Нам не удалось получить подтверждение этой информации, тем более что журналисты ошибаются даже в названии компании. Сейчас «Фармтрейд» принадлежит Марии Прокопец, экс-учредителю ООО «Профит» и ООО «Баланс». Данные компании в настоящее время закрыты по негативным основаниям – за недостоверную информацию. Интересный бэкграунд.

До 2020 года «Фармтрейд» был собственностью чрезвычайно активного бизнесмена, создателя сети «Парафарм» (БАДы, витамины и пищевые добавки для спортсменов) и владельца нескольких аптечных сетей Дмитрия Елистратова (учредитель 27 организаций, гендиректор 38 организаций). Он, кстати, владеет патентом на БАД «для нормализации уровня андрогенов и снижения ожирения у мужчин». И, по данным журналистов, в прошлом был связан со спецслужбами.

«Севкаврентген-Д»

Другая нить начинается с создателя маммографов, которые перепродаёт (по советской терминологии – которыми спекулирует) Виктория Нефёдова. Это ООО «Севкаврентген-Д» заработало на госконтрактах уже более 2 миллиардов рублей. Объём поставок впечатляет, а среди клиентов – АО «ТД РЖД» (445 миллиона рублей), АО «Нацмибио» (428 миллиона рублей, дочка госкорпорации «Ростех») и, разумеется, Минздрав КБР (190 милллиона рублей).

Совладелец фирмы Роман Пономаренко в настоящее время заседает в парламенте Кабардино-Балкарии. А в далёком уже 2012 году по приглашению Арсена Канокова он возглавил Министерство промышленности и торговли республики.

Близость Пономаренко к Канокову подтверждается тем, что министр покинул свой пост вскоре после ухода Канокова с должности главы региона. Однако короткий период службы не помешал ему укрепить связи с главными чиновниками в других областях. До входа в госслужбу Пономаренко уже имел опыт в бизнесе. Кроме того, владеет и другими предприятиями, специализирующимися на медтехнике, такими как ООО «Би-Техно» (нынешний директор – Лариса Пономаренко) и, совсем уж в далёком прошлом, ООО «Электрон».

Именно значительные доходы от госзаказов «Севкаврентген-Д» позволили Пономаренко войти в список самых состоятельных депутатов региона с доходом в 16,3 миллиона рублей (для сравнения, в 2020 году – 3 миллиона рублей). Однако по сравнению с общими прибылями компании (377 миллиона в 2022 году) эта цифра кажется довольно скромной. Впрочем, и доля Пономаренко невелика – 10%. Столько обычно получают важные люди, обеспечивающие стабильность бизнеса и получение заказов.

Сейчас Пономаренко владеет строительной фирмой «СКРЗ Строй», держит 50% акций ООО «Нордмед» в Санкт-Петербурге и полностью контролирует уже упоминавшееся «Би-Техно».

Первая фирма специализируется на оптовой продаже медицинской продукции. Хотя компания была создана лишь годом ранее, ей уже удалось заключить договор на 12 миллионов рублей по поставке эргометра для больницы в Сыктывкаре. «Би-Техно» занимается созданием датчиков и устройств, включая те, что используются в медицине. Их контрактные обязательства достигли 40 миллионов рублей, при этом среди партнёров есть и предприятия оборонной промышленности.

Дешево и прохладно

При этом, будучи владельцем столь успешных бизнесов, депутат, повторимся, декларирует довольно скромные доходы. Ошибки тут быть не может – в парламенте КБР Пономаренко занимается бюджетом, налогами и финансовыми рынками, то есть своё дело знает. Неудивительно – в его биографии есть и такой пункт, как участие в капитале известного в республике банка «Прохладный» Хасана Дешева. Пусть и в символическом размере 0,05%.

«Прохладный» лишился лицензии в 2020 году: по данным аудита ЦБ, 70% кредитного портфеля составляли проблемные займы. Несложно предположить, что так получилось неслучайно:

«Установлены факты осуществления бывшим руководством и собственниками кредитных организаций операций, направленных на вывод активов посредством кредитования заемщиков, имеющих сомнительную платежеспособность либо заведомо не обладающих способностью исполнить свои обязательства».

За полгода до краха задолженность банка начала расти внушительными темпами. С января 2019 по май 2020 года долг вырос на 347%, при этом капитал уменьшился на 22%. За этот период юрлица сняли с депозитов в «Прохладном» более половины их вкладов.

Главный банкир «Прохладного» Хасан Ауледович Дешев, к слову, тоже был депутатом регионального парламента, а также владел скандально известным алкозаводом «Каскад», в котором забыл выплатить 9 миллиардов рублей налогов.

К слову, происходило это, когда Арсен Каноков возглавлял республику.

И еще нюанс: одновременно с «Прохладным» на тех же основаниях лицензию потерял кабардинский банк «Майский». Через базу снабжения «Прохладненская» его контролировал Владимир Ауледович Дешев. База, разумеется, тоже обанкротилась, но до этого момента она входила в число акционеров АО «Русский стандарт». Акции одного из крупнейших банков России на рынке не обращаются, кого попало в число совладельцев не берут.

Согласно информации из телеграм-канала «Правда КБР», Хасан Дешев был связан и с «Севкавренгтеном» Романа Пономаренко. Опять же, безоглядно доверять этой информации не стоит – на скриншоте канала название компании написано с грубой ошибкой. Но на Северном Кавказе всё тесно связано – и без поддержки влиятельных граждан создать успешный бизнес невозможно.

Под наблюдением мэтра

А влиятельный гражданин в республике на момент расцвета означенных бизнесов был один. Арсен Баширович, доктор экономических наук, бывший член Высшего совета «Единой России», видный специалист по особенностям государственного регулирования рыночной экономики в условиях переходного периода.

Напомним, что пост главы республики Каноков покинул не вполне добровольно. Этому предшествовал скандальный рейд силовиков по зданиям администрации Кабардино-Балкарии. Интерес вызывала основная команда Арсена Канокова, включая главу администрации президента КБР Владимира Жамборова, его родственника и заместителя руководителя Минимущества Руслана Жамборова, их коллегу – министра госимущества и земельных вопросов Хабдульсалама Лигидова, а также известную бизнеследи и дизайнера Мадину Хацукову.

Некоторые из задержанных оказались родственниками Арсена Канокова. С тех пор, кажется, сенатор предпочитает держать родных подальше от дел. К счастью, в регионе ещё много тех, кто обязан ему всем.

Убедительна ли цепочка от Канокова до Каменской больницы? Скорее да, чем нет. Можно ли утверждать, что сенатор имеет свою долю с маммографов Пономаренко и Ко? Нет, нельзя. Нужно ли внимательнее присмотреться к ситуации? Да, безусловно.

Полная версия