Тема, которую мы сейчас поднимаем, не новая: она впервые всплыла ещё в августе. Но, к сожалению, вопиющий поступок главного завхоза уральской науки остался без каких-либо организационных последствий.
Сегодня, 21 сентября 2023 года, в Екатеринбурге состоялось заседание Президиума Уральского отделения Российской академии наук.
Главный доклад – «Актуальные направления исследования природных алмазов». Также обсудили деятельность ряда подразделений, поговорили о подготовке к Общему собранию Уральского отделения РАН, поддержали представление к награждению медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени ветерана-селекционера Владимира Воробьёва, попросили назвать Верхнюю Пышму Городом трудовой доблести.
В общем, проявили и научную, и гражданскую активность.
Деятельность завхоза, разумеется, не обсуждали. Не академическое это дело.
Авто вместо коммуналки
Прошло чуть меньше года с тех пор, как Павел Ваганов заступил на должность директора ФГБУ «Урал Академический», отвечающего за хозяйственное обеспечение уральских академиков. Оценив досташееся ему наследство, он нашёл главный его недостаток и за счёт бюджетных средств выписал себе импортный внедорожник из недружественной Южной Кореи за 13,2 миллиона рублей (в лизинг). И это в то время, когда президент особо подчеркнул в своем недавнем обращении к руководителям предприятий, что чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства. Когда даже депутаты нашей несгибаемой Госдумы наконец согласились, кажется, пересесть на отечественное.
Отметим нравы организации: на закупку обратил внимание журналистов не названный, но очень заботливый подчинённый Павла Ваганова, он же предоставил ссылку на соответствующую процедуру. Учреждение едва сводит концы с концами: коммунальные услуги оплатить не в состоянии, их взыскивают через суды, одних арбитражных дел за последний год набралось больше, чем на 3 миллиона рублей, зарплаты у сотрудников низкие, а директор покупает иномарку за 13 миллионов.
Правда, в рассрочку. За автомобиль учреждение будет вынуждено платить аж до 2030 года, а в конкурсе на закупку участвовал единственный поставщик. Но есть ещё более серьёзный список вопросов к закупке: на официальном сайте Hyundai данный кроссовер в момент закупки стоил от 5,2 миллиона рублей, почему же ФГБУ «Урал Академический» платит 13,2 миллиона? Да и зачем вообще внедорожник академическому сотруднику, ездящему по учреждениям, расположенным в центре приличных городов? Внятного ответа нет.
Тем временем Министерство науки и высшего образования, которому подчиняется ФГУП, в ситуацию никак не вмешивается и не комментирует. Чем же новоиспеченный директор заслужил такое невнимание со стороны вышестоящей организации?
Врача вызывали?
ФГБУ «Урал Академический» за последнее время сменило не только директора (в прошлом году пост занимал Роман Зиновьев), но и название, ранее оно именовалось «Административно-хозяйственное управление УрО РАН». Из нового названия не очень ясно, чем занимается учреждение, но если открыть официальный сайт, то мы увидим, что оно осуществляет обслуживание Министерства науки и высшего образования в разных сферах деятельности министерства. Это подтверждает и внушительный список ОКВЭД: «Строительство жилых и нежилых зданий», «Прочие виды полиграфической деятельности», «Деятельность стоянок для транспортных средств» и даже «Общая врачебная практика».
Вероятно, Ваганов остался не слишком доволен положением дел во вверенном ему учреждении, поэтому в первую очередь он решил сменить автомобиль, доставшийся ему от прежнего директора, а заодно и нанять личного водителя (который будет возить нового владельца от офиса по назначенным адресам и следить за техническим состоянием машины).
Личному водителю платят всего 40–45 тыс. руб. на руки. По меркам Екатеринбурга – зарплата издевательская. Но и нагрузка, будем надеяться, умеренная. Хотя хозяйство у завхоза немаленькое, есть чем трясти по уральским дорогам.
Бизнес идёт в науку
Вообще, зарплатам в учреждении стоит уделить особое внимание. Среднемесячная зарплата рядовых сотрудников составляет чуть более 40 тысяч рублей (при том, что сам директор, который до сих пор числится как «исполняющий обязанности» несмотря на то, что новый пост принял аж в октябре 2022 года, получает ежемесячную зарплату в 230 974 рубля). Прибыль учреждения в прошлом году составила 3,6 миллиона рублей. Возникает вопрос, откуда у ФГБУ «Урал Академический» появились деньги на премиум-автомобиль, если необходимо по крайней мере выплачивать зарплату десяткам сотрудников?
Павел Ваганов объясняет это так: «Прежний транспорт сломался, ему полтора десятка лет, отремонтировать уже не выходит. Сотрудник собрался ехать, а дверь закрыть не получилось. Непонятно, как машину эксплуатировали при прежнем руководителе».
Примечательна и биография Ваганова: он родился в 1963 году, а в начале 90-х, после получения диплома в Тюменском государственном университете, начал заниматься бизнесом. На счету Павла Ваганова – 6 тюменских компаний, где он был учредителем или руководителем: ООО НИЦ КТ «Кремниевая даль» (в стадии ликвидации), ГУП ТО «Регионвторресурс» (ликвидирована) и так далее, пока не оказался на посту директора ФГБУ «Урал Академический» (интересно, что до этого момента он систематически контактировал с Романом Зиновьевым – не потому ли и занял впоследствии его место?).
Успел Ваганов побывать и замдиректора департамента промышленности, инвестиций, торговли и государственной поддержки предпринимательства администрации Тюменской области, и начальником управления торговли, и советником губернатора Курганской области по экономике и инвестиционному развитию.
Правда, несмотря на такой внушительный послужной список, у нынешнего подконтрольного Павлу Ваганову учреждения что ни день – то судебное разбирательство: 110 арбитражных дел на 21 миллион рублей при прибыли всего лишь в 3,6 миллиона. Зато у служебного автотранспорта за 13 миллионов рублей теперь закрывается дверь.
Тюмень везде
Все мы знаем, про землячество питерских во власти, но и тюменским достались солидные куски. Они уже вовсю сносят советскую Москву, застраивая её безумными человейниками без защиты от пожаров, а теперь контролируют и науку. Уж не для того ли, чтобы тоже подготовить к сносу?
Смешная деталь: раньше Ваганов входил в Тюменское региональное отделение политической партии «Партия Налогоплательщиков России». Всё это время он, видимо, тренировался осваивать деньги вышеупомянутых налогоплательщиков. А в это самое время в той же Тюмени ректором госуниверситета работал местный уроженец, нынешний министр образования и науки Валерий Фальков.
Если всё сказанное выше – правда, то в правовом государстве господин Ваганов должен покинуть свой пост и возместить отечественной науке напрасно потраченные средства. Если Минобрнауки не примет такого решения до конца года, это будет означать лишь то, что министр Фальков разделяет взгляды Павла Ваганова на истинное предназначение выделяемых на науку денег.
Хотя мы давно об этом догадывались – Фальков был известен в Тюмени как человек, виртуозно экономивший на зарплатах преподавателям. Точно так же, как сейчас это делает его старший земляк Ваганов.