Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:20
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Купить подороже, продать подешевле: противоестественный бизнес мэрии Москвы

Опубликовано
Текст:
МиГ заходит на посадку. Вот только чью?
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Крайне неприятную историю в московской системе управления имуществом вскрыли журналисты. Мэрию давно вполголоса упрекают в продаже приятных активов за очень скромные деньги, но сейчас, кажется, работников кадастра и кассы поймали за руку.

Жил-был в Москве красавец-завод «МиГ». 1-й Боткинский проезд, 7, метро «Динамо» – не то чтобы центр, но старый престижный район. Рядом ВЭБ-Арена и больница Боткина, через проспект – Петровский парк и ВТБ-Арена, через Беговую улицу – ипподром и Ваганьковское кладбище. Сплошь знаковые объекты!

Но центр производства боевых истребителей Москве более не нужен, не царское это дело в железках да масле возиться, у нас тут экономика услуг строится. «Объединённая авиастроительная компания», входящая в исполинскую систему «Ростеха», в 2020 году приняла решение продать земельный участок в 60 гектаров. Тогда журналисты сообщали: «Заинтересованные в реализации этого проекта девелоперы в общении с прессой заявляли, что оценивают эту сделку в 10–15 млрд руб., из которых выручка девелопера может составить 200 млн руб.». Смешные цифры. В июле 2023 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов заявил: «Инвестиции в реализацию проекта комплексного развития территорий превысят 300 миллиардов рублей».

Запомним эти цифры.

35 миллиардов городских денег

В 2021 году «РТ-Капитал», управляющий имуществом «Ростеха», решил продать перспективный участок с торгов. Сохранилась страница этого проекта, на которой видно, что просили за 57,73 га минимум 40 миллиардов рублей.

А потом торги внезапно отменились. «Ростех» сообщил, что покупатель нашёлся, это правительство Москвы, и заплатит оно порядка 35 миллиардов рублей.

Тут уже есть место для вопросов. Земля принадлежала федеральной госкомпании, то есть государству. Государство было заинтересовано получить за актив максимум денег. Бессменный босс «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о высоком интересе девелоперов к этой площадке. Почему же, не дождавшись конкурса, актив отдают одному из российских регионов по цене ниже минимума? Можно ли сделать вывод, что были нарушены как минимум правила обеспечения рыночных условий сделки, а во-вторых, федеральный бюджет накануне начала спецоперации недополучил минимум 5 миллиардов рублей? Все деньги от продажи должны были пойти на развитие авиастроения – а часть их пошла на бордюры.

Открытых данных о сделке между «Ростехом» и мэрией нет. Остановимся на предположении «Ведомостей» и ТАСС о том, что сумма действительно составила 35 миллиардов рублей.

350 метров одних курьеров

4 июля (а не 3 августа, уважаемые коллеги) 2023 года замглавы департамента городского имущества Москвы Ирина Дегтярёва назначает торги по этому участку.

13 августа 2023 года в ЕГРЮЛ появляется строчка о создании ООО «Энимерози». Для гендиректора Ивана Гагина это уже шестая действующая фирма, что может намекать на некоторую – не скажем фиктивность, но – расслабленность его директорства.

22 августа ООО «Энимерози» выигрывает тендер в качестве единственного участника. Все те многочисленные кандидаты, о которых говорил Чемезов, не заявились. И тому были веские причины.

В условиях был пункт, согласно которому участником может быть только юридическое лицо, имевшее опыт строительства технически сложных и уникальных объектов высотой более чем 350 метров. Понятно, что «Энимерози» за 9 дней своего существования такой опыт набрать не успело, но госпожа Дегтярёва позаботилась о его успехе: «Участником аукциона может быть юридическое лицо, отвечающее требованию о наличии у него и (или) его учредителя (участника), или любого из его дочерних обществ, или его основного общества, или любого из дочерних обществ его основного общества опыта участия в строительстве технически сложных и уникальных объектов высотой более чем 350 метров».

И в той же самой документации, в том же самом документе (ссылка на лотовую документацию со страницы торгов) мы читаем: «Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений – не установлено»! То есть 350 метров вполне может и не быть! Разве это не циничное отсечение нежелательных конкурентов?

Ενημέρωση («энимерози») – слово греческое, означает «обновление». Что ж, маневр по отсечению конкурентов действительно впечатляет свежестью.

Знакомые всё лица

Учредителями «Энимерози» выступили ООО «Холдинг Девелопмент» (99%) и ООО «Капитал Груп» (1%, зато есть тот самый необходимый опыт). Обе эти компании в разной, но существенной степени принадлежат Павлу Тё – человеку, находящемуся в крайне тесных деловых связях с вице-мэром Натальей Сергуниной, недавно заведовавшей городским имуществом. Именно у Тё департамент Сергуниной в своё время купил парковочные места по 7,5 млн рублей за каждое, и это копейки на общем фоне их плодотворного сотрудничества.

А теперь – картина маслом. Москва купила у «Ростеха» 57 гектаров за 35 миллиардов, приклеило к участку ещё 6 гектаров и продала всё это по начальной цене… Слушайте, мы сами не поверили, но так оно и есть – 987 907 074,47 ₽. В 35 раз дешевле, чем купила за полтора года до этого! Нет, понятно, что с началом СВО валютные цены на недвижимость рухнули, но не рублёвые же, но не в тридцать же пять раз!

Лот состоял из более чем 20 кадастровых участков, и кадастровая стоимость крупнейшего из них, основного – 77:09:0005008:4169 площадью 424370 кв.м. – составляет 5,546 млрд руб. С реального честного аукциона земля в мегаполисах всегда уходит дороже кадастра.

Что это было? Зачем Москве 350-метровые здания, если у неё нет техники для тушения пожаров выше 17-го этажа? И зачем тратить 34 миллиарда просто на воздух?

Мы специально не стали анализировать эту ситуацию с пылу с жару – надеялись, что Ефимов или Собянин дадут внятные разъяснения. Но им не до этого – выборы на носу.

* * *

Если подозрения в осуществлении сделки с расходованием бюджетных средств в интересах частного лица подтвердятся, ответственность за произошедшее должны понести:

  • Максим Гаман – министр правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы;
  • Владимир Ефимов, заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений;
  • Наталья Сергунина – заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы, бывшая глава Департамента имущества, многократно в разных формах сотрудничавшая с Павлом Тё;
  • Сергей Собянин – мэр Москвы, который обязан видеть, как развлекаются его подчинённые.
Двухэтажный туристический автобус вышел в первый тестовый рейс по Ярославлю
Реклама