«Лебедев разрешил»: воровать в магазинах стало комфортнее и безопаснее
Верховный суд России сильно расстроил законопослушных россиян.
«Забыла» заплатить
В ноябре 2021 года ростовская пенсионерка Вера Петровна Бондарчук была задержана охранником гипермаркета «Окей», когда пыталась пронести неоплаченные товары мимо кассы. Далёкая от современных технологий женщина не учла наличие противокражных ворот с сигнализацией. Сумка пенсионерки оказалась набита продуктами питания, кормом для животных, кухонными принадлежностями и предметами одежды – всего на общую сумму 3642 руб. 15 коп.
Женщину препроводили куда следует, и действия Бондарчук были квалифицированы как покушение на кражу (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ). Приговором мирового судьи ей назначили наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей в доход государства.
Вроде бы конец истории. И порок наказали, и бабушку не разорили. Но госпожа Бондарчук оказалась весьма поднаторевшей в юридических делах.
Апелляционная инстанция снизила размер штрафа до 5 тыс. рублей, признав смягчающим наказание обстоятельством то, что Бондарчук является ветераном труда Ростовской области. Однако пенсионерке этого оказалось мало. Четвёртый кассационный суд в Краснодаре подтвердил решение Апелляционного суда – и тогда Вера Петровна написала в Верховный суд. Понятно, что по масштабам дел, которые там рассматриваются, 3642 руб. 15 коп. не видны даже в микроскоп – возможно, на это и был расчёт.
Осуждённая пенсионерка сообщила, что не заслуживает наказания, так как добровольно и окончательно отказалась от совершения преступления – сама предложила оплатить товар у кассы. В связи с этим она попросила прекратить производство по делу и, внимание, признать за ней право на реабилитацию. Озадаченные представители Генпрокуратуры, со своей стороны, вежливо предложили оставить судебное решение без изменения. Напомним, это штраф в размере пяти тысяч рублей.
С правом на реабилитацию
И, представьте, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ пришла к выводу, что деяние Веры Петровны не представляет общественной опасности. Что ущерб, нанесённый гипермаркету с гигантским товарообором, слишком мал. Что фигурантка вернула украденное. Что суды не в полной мере учли данные о прекрасной личности Бондарчук – пенсионный возраст, наличие ряда заболеваний, звание ветерана труда. Судья Верховного суда даже укорил коллег из нижних инстанций в том, что они не дали оценки показаниям Бондарчук, которая сказала, что, получив пенсию, пришла в магазин с целью купить продукты на свой предстоящий 70-летний юбилей. Как никем не подтверждённое намерение «купить» соотносится с доказанным на всех уровнях фактом «украсть», в Верховном суде не пояснили.
Зато там отменили предыдущие судебные решения, уголовное дело прекратил за отсутствием состава преступления ввиду малозначительности и признали за Бондарчук право на реабилитацию.
Вероятно, вороватая бабушка получит теперь какие-то бюджетные деньги за перенесённые мучения и унижения.
Молчание продавцов
Ни в коем случае не призывая к жестокости применительно к отдельно взятой пенсионерке, отметим, что Верховный суд приоткрыл очередное окно Овертона. Дело в том, что магазинные кражи – это уже целая индустрия с годовым оборотом как бы не в триллионы рублей. И Вера Петровна – лишь крохотный волонтёр гигантской системы.
Компания NTechLab оценивает убытки 2022 года в 1,5 кражи в день на один магазин со средним ущербом в 1500 рублей. Перед исходом западных ритейлеров в России у 77 крупнейших сетей России насчитывало 74 тысячи магазинов. Несложное умножение даёт нам 58 миллиардов рублей в год.
Но это, похоже, только те, кого поймали. А по сравнению с реальностью повседневных краж – капля в море. «Если за день вынесли на 10 тысяч – это очень удачный день, – делится с автором сотрудница ближайшей «Пятёрочки». – Просто заходят, берут и уходят, и мы ничего не можем сделать. Когда особенно наглые или повторные, мы показываем записи полиции, но она редко предпринимает меры. Глаз уже намётанный, сразу видим, кто пришёл купить, а кто украсть, но что мы против них сделаем, три бабы. В основном воруют, конечно, приезжие».
Понять и простить
Охранников в рядовых супермаркетах (в отличие от «гиперов») давно уже нет – Вера Петровна просто неправильно выбрала магазин. Не потому что невыгодно – даже по подсчётам NTechLab зарплата бы окупалась. А потому что прав у этих охранников – никаких. Помните бабушку-блокадницу Раузу Ахмедовну Галимову, которая попыталась вынести три пачки масла из кронштадтского «Магнита», была поймана и скончалась от стресса? Она получала высокую даже по питерским меркам пенсию, но тоже сперва пыталась украсть (извините, видео свидетельствует однозначно), потом тут же изменила решение и предложила расплатиться. Виноватыми в народных глазах оказались сотрудницы магазина – в Питере потом некоторое время даже пытались бойкотировать торговую сеть. А чего это сотрудники вызвали полицию, могли же просто оформить покупку, в самом деле. Некоторые СМИ возвели женщину в ранг героини – так что апостолы Джорджа Флойда ничего нового не придумали.
Надо понимать, что юридически бойкий приезжий (а это одни из главных акторов мелких повседневных краж) ничем не отличается от такой бабушки. У него тоже есть куча смягчающих обстоятельств – тяжёлое материальное положение, хозяин мал-мала не платит, пожилая мама в солнечном Абрекистане. А ущерб невелик, поэтому надо отпустить человека. Лучше даже без административного наказания – время работы полицейских дороже, чем копейки потенциального штрафа.
Буржуи заплатят за всё
Конечно, наши торговые сети управляются не ангелами, а скорее их подземными антиподами. Можно предъявить очень много претензий к ретейлу – монополизм, давление на производителей, низкое качество продукции, обман покупателей. Но даже всё это не повод воровать.
И, казалось бы, рецепт ясен: надо ужесточать наказания, чтобы полиции было интереснее приезжать на такие выводы, надо давать больше прав сотрудникам магазинов и ЧОПам (в плане временного задержания подозреваемых), надо развивать практику поимки и наказания воров постфактум по показаниям правил – зря, что ли, Сергей Собянин в Москве так маниакально развивает систему распознавания лиц, хоть какая-то польза.
Прощать людей, безусловно, можно и нужно. Но в порядке сугубо индивидуальном и при условии очевидного и деятельного раскаяния. Сейчас же создаётся ощущение, что в преддверии усугубления экономического кризиса (а он очевиден) власть в какой-то степени даже поощряет граждан решать свои проблемы самостоятельно, за счёт «буржуев».
На фоне многочисленных высказываний президента о необходимости поддержки бизнеса, на фоне смягчения запретов в этой сфере и ограничения проверок перед нами крайне опасная встречная тенденция. Удивительно, что её поддержало ведомство Вячеслава Лебедева, бессменного председателя Верховного суда ещё с горбачёвских времён.
Кстати, платить за воров через повышение цен будем мы с вами, уважаемый читатель – а значит, станем ещё немного беднее.