Вскрыта анатомия очередного крупного потребителя бюджетных финансов. Большие люди не оставляют друг друга ни в опале, ни в отставке – в хорошем бизнесе найдётся место для каждого.
МКС спустилась на воду
Петербургское ООО «Морские комплексные системы» с красивым космическим сокращением МКС специализируется на производстве судовой мебели и интерьеров. Недавно компания решила расширить сферу деятельности и заявила о планах открыть два комплекса по производству судовых рыбофабрик и оборудования для них.
Инвестиции в проект оцениваются в 1,7 млрд рублей. И 700 млн из них – разумеется, сусбсидии из нашего с вами бюджета, без малого по 5 рублей с каждого гражданина страны.
Не для этого ли всё это и затевалось? Ведь МКС недавно уже получили от доброго Минпромторга на сходный проект (серийное производство комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов) 1,93 млрд. Это в 1200 раз больше уставного капитала компании, принадлежащей крупному получателю госконтрактов Павлу Зубкову. Но хотя общая стоимость выполненных им работ превысила 280 млн руб., это, как видим, ничто рядом с объёмом субсидий.
Крупнейший заказчик МКС – АО «ПСЗ "Янтарь"», входящее в многострадальную Объединённую судостроительную корпорацию.
Надо сказать, что компания Зубкова работает, кажется, бескорыстно: при выручке в 758 млн рублей чистая прибыль компании за 2022 год всего 3,6 млн, налоги почти и не с чего платить. А самое интересное то, что это не первое ООО "МКС" – до 2018 года существовала аналогичная структура, которой он владел на равных ещё с тремя товарищами. И там мы видели точно то же самое: менее 10 млн рублей прибыли при более чем 380 млн рублей выручки за 2016 год. Не везёт что-то морским системам с маржинальностью бизнеса…
Позвоните в правительство
Однако защищён господин Зубков достаточно надёжно. К примеру, среди его партнёров находилась Любовь Белоус. Её отчество Алексеевна, она дочь бывшего вице-спикера Законодательного собрания Ленинградской области Алексея Белоуса и, судя по фото, в хороших отношениях с Ильёй Клебановым, политиком высокого уровня – бывшим вице-губернатором Санкт-Петербурга, бывшим полпредом президента в его любимом СЗФО. Сейчас Клебанов – член Совета директоров ПАО "Совкомфлот", крупнейшей судоходной компании России, активно использующей оборудование и мебель от МКС.
Клебанов, к слову, был вице-премьером в правительстве Михаила Касьянова.
Неотразимая мебель
Существует очень забавное расследование «Фонтанки» об истоках всего этого сотрудничества. Ещё в 2013 году МКС в своей первой итерации получила эксклюзивное право оборудовать все корабли ВМФ мебелью производства потенциального противника – британской фирмы Strongbox. Подписал этот странный документ Анатолий Сердюков в пору своей работы на посту министра обороны (нет нужды напоминать его мебельное прозвище на этом посту?). Сложно даже представить подобный приказ в любой другой стране за пределами Африки. Ладно бы уникальная мебель (на самом деле нет), но почему один-единственный поставщик-то? Правда, один из пунктов документа предписывал МКС организовать производство и сервисное обслуживание металлической мебели Strongbox на территории России до декабря 2014 года, но там сами знаете что случилось – ушёл Сердюков, пришли санкции, и в итоге выполнять приказ было уже незачем.
Тот МКС, к слову, основала Светлана Рейнгардт, бывшая жена уже упомянутого Алексея Белоуса. А генеральным директором стала медик Яна Коптелова, которая во время встречи с журналистами «Фонтанки» сообщила, что ничего не знает об этом своём высоком посту. Через две недели её сменил некто Александр Волков из Пскова, который тоже сильно удивился, узнав о своём назначении.
Британский производитель бесподобной военно-морской мебели Strongbox Marine Furniture LTD на поверку тоже оказался компанией с вкусно пахнущим отечественным следом… Там работал исполнительный директор с чисто британским именем Эдуард и ещё более британской фамилией Иванов. Он оказался бывшим сотрудником ныне ликвидированных ЗАО «Морнефтегазинжиниринг» и ООО «Тёплый дом», причём «Тёплый дом» входил в число акционеров «Морнефтегазинжиниринга», а владел «Тёплым домом»… Павел Зубков. Хотя и Любовь Белоус тоже.
Так делались дела тогда, и сейчас, кажется, мало что изменилось. Боже, как грустна наша Россия!
Партнёр в России больше, чем партнёр
Несчастный Павел Зубков, которому в случае чего отвечать за всё, является также совладельцем ООО «ОПК "Импульс"». Операционной деятельности ноль, но интересен партнёр – АО «БИУС» из Архангельской области. «Предприятие осуществляет разработку, производство, модернизацию, ремонт, сервисное и техническое обслуживание изделий радиоэлектронного вооружения подводных лодок и надводных кораблей Военно-морского флота России», говорится на его сайте. Это постоянный поставщик Минобороны и других госструктур; как с заказами на сотни миллионов компания ухитряется показывать убыток – вопрос сложный. В числе известных акционеров (неизвестно, актуален ли список на сегодня) – Евгений Чабанов, которого СМИ называют подчинённым и близким соратником главы «Ростеха» Сергея Чемезова. В которой, к слову, главой Совета директоров Объединённой авиастроительной корпорации трудится поклонник британской мебели Анатолий Сердюков. У других бенефициаров «Биуса» тоже есть серьёзные связи с серьёзными структурами.
Круг замкнулся. Порочный ли он – судить вам, уважаемый читатель.