Москва
3 января ‘25
Пятница

Потанин, Ананьевы и Каменщик: странные телодвижения компании «Рексофт»

В рамках программы импортозамещения столичный аэропорт «Домодедово», де-факто принадлежащий бизнесмену уральского происхождения Дмитрию Каменщику, перевёл управление частью логистических процессов – обработку багажа – на российский софт.

Производитель и поставщик этого ПО – компания «Рексофт». Но почему её продукция считается российской – загадка.

Каморджанов

ООО «Рексофт» на 100% принадлежит «Группе "Рексофт"» с весьма интересным набором учредителей. Но сначала о первом и единственном генеральном директоре, биография которого на сайте компании издевательски лаконична. Денис Каморджанов никакого опыта в сфере производства ПО никогда ранее не имел, он чистейший финансист, соавтор книги «Бухгалтерский учёт» (с профессором Наталией Каморджановой, судя по всему, матерью, под руководством которой он и получил вычсшее образование в питерском Инженерно-экономическом). Работал финансовым директором «Петербургской лизинговой компании» – судя по всему, той самой, что при банкротстве очень талантливо вывела средства в пользу высшего руководства. Грамотный выбор управленца, показывающий, однако, что производственные процессы в «Рексофте» занимают отнюдь не первое место.

Потанин, Егоров, Косилов

Среди господ учредителей выделяется, конечно, «Интеррос» Владимира Потанина – всесильный олигарх везде поспел. Но у «Интерроса», вопреки прошлогодним анонсам в СМИ, лишь 20% – главным владельцем крупного поставщика софта является ООО «Квадра ++», микропредприятие с одним-единственным сотрудником, принадлежащее бизнесмену Александру Егорову. Ещё несколько процентов принадлежит другой «управляйке» Егорова, ООО «Некстстеп». И, наконец, матёрый айтишник, человек с европейским образованием и ценностями Михаил Косилов, до апреля 2023 года один из бенефициаров мощного и крайне скрытного организационно дистрибьютора оборудования RRC (Moscow Post почему-то называет его RCC), он же ООО «Бизнес телеком-импорт» с офшорным списком учредителей.

Впрочем, и оператор российского стратегического актива – по факту кипрская «ДМЕ Лимитед» Каменщика и Ко. Они везде.

Варивода

Ещё одна тревожная нотка – недавнее партнёрство альпиниста-любителя Косилова в RRC с непубличным бизнесменом Владимиром Вариводой, уроженцем Львова и мастером офшорных сделок.

По компроматным сайтам бродит информация о его мальтийском гражданстве – не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Зато известно, что его жена Карина, москвичка из армянской семьи, создала патриотичный «Первый интернет-магазин женской одежды и аксессуаров российских дизайнеров» с чисто русским названием DressOne. Пересказывать не поддающиеся проверки слухе о бизнесе Варивод мы не будем, но отметим, что участие человека со столь сложной репутацией в госзаказах вызывает определённые опасения.

Ананьевы

Если посмотреть историю самого разработчика, то видно, что незадолго до прихода «Интерроса» «Рексофт» контролировался… ООО «Т1», прежде известным как «Техносерв» братьев Ананьевых, а позже только Алексея. Экс-владельцы «Промсвязьбанка» и «Аргументов и фактов» объявлены в международный розыск. А «Техносерв» в числе прочего засветился в скандальном деле о даче взяток замглавы Пенсионного фонда за покровительство в получении госконтрактов, после чего его переименовали и передали топ-менеджменту во главе с Егоровым.

Точно так же уходят сейчас из России иностранные компании – «продавая акции» наёмному персоналу, а по сути назначая их зиц-владельцами. Точно ли Егоров, в далёком 2008 году со своим «Рексофтом» вошедший в холдинг Ананьевых, вновь является самостоятельным владельцем актива?

На паперти

Хотя слово «актив» тут вряд ли уместно. Согласно официальной отчётности, семья «Группы Рексофт», словно поддерживая тему сбежавших «православных банкиров» Ананьевых, кажется, скоро выйдет на паперть. Про разношёрстных «родителей», сиречь учредителей, мы уже рассказали, теперь пройдёмся по «дочкам».

Новая приёмная (свежекупленная) «дочка» «Группы Рексофт» – «Эпам систэмз», поставляющее ПО в ВТБ, Сбербанк и другие серьёзные структуры. 100% её долей «Группа Рексофт» отдала в залог… американской компании EPAM Systems Ink! Говорят, что это «технический нюанс сделки» и обременение скоро будет снято, но по факту наши госбанки до последнего покупали американский софт с русским (а если вдаваться в нюансы, то с белорусским) акцентом.

Чистый убыток этого поставщика за 2022 год – почти 3 миллиарда рублей. Убыток «Рексофта» – 236 миллионов. У «Рексофт.МСК» – 200 миллионов рублей и минусовая стоимость активов. В плюсе лишь две дочки группы, «Рексофт.ру» – 15 миллионов и «Рексофт.лабс» – 86 тысяч рублей. И это при наличии надёжных госконтрактов!

Либо эти компании вместо бизнеса занимаются благотворительностью, либо можно предположить, что из них активно выводят средства.

* * *

Мы не знаем, насколько эффективно ПО «Рексофта» сортирует домодедовский багаж. Но мы видим очень сложную историю и структуру владения компанией, видим печальные финансовые результаты и можем с высокой вероятностью предположить, что у Егорова и его многочисленных друзей есть тайны, которые они предпочли бы не раскрывать.

Но других IT-специалистов у товарища Каменщика, кажется, уже не осталось.

Полная версия