Банкиры выходят на верфь: как глава ВТБ Костин стал главным корабелом Руси
Банкир, в своё время раскрутивший всю Россию на «народную приватизацию», вновь вышел на большую дорогу. Только теперь эта дорога – морская, ристалище славных корсаров...
Провидец Костин
В апреле нынешнего года бессменный глава ВТБ Андрей Костин опубликовал в РБК любопытную статью о приоритетах России. INFOX тогда же выступил с язвительным комментарием, обратив внимание в числе прочего на упоминание банкиром Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Вот что писал Андрей Леонидович после пассажа о необходимости приватизации:
В качестве примера возьму логистику. Более 50 лет ориентированный на Европу нефтегазовый экспорт России практически полностью осуществлялся по трубопроводной системе. За последние 12 месяцев географией сбыта стал весь мир. В условиях цейтнота предстоит в разы нарастить мощности промышленного судостроения – построить сотни новых нефтеналивных танкеров, газовозов, судов для освоения шельфа, контейнеровозов, других специализированных гражданских судов.
Способна ли находящаяся в федеральной собственности Объединенная судостроительная корпорация (контролирует 80% потенциала отрасли) оперативно и эффективно справиться с этими вызовами?! Мне представляется, что нет. И подобных примеров – десятки.
Выбор ОСК на роль примера, конечно, интриговал, но тогда, каемся, нам и в голову не пришло, что это была самая натуральная заявка на управление гигантом, строящим 80% флота страны.
По интересному совпадению через несколько дней президент Владимир Путин устроил публичный разнос главе ОСК Алексею Рахманову за «убыточные контракты». Рахманов в ответ попытался оправдаться тем, что «сначала Родина, а потом уже наши финансы» (имея в виду гособоронзаказ), но прикрыться не получилось: «Интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной, и наоборот – нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины», – подчеркнул Путин.
Когда в июне Костин снова привёл ОСК в качестве примера «бессмысленного монстра-монополиста», следовало, конечно, насторожиться. Но мы-то наивно полагали, что ВТБ просто мечтает профинансировать сделку по приватизации и получить акции предприятия в залог. Нет сомнений, что в Кремле рассматривали и этот вариант, но поступили тоньше…
И вот – самая натуральная сенсация: ВТБ бесплатно получает государственный пакет акций ОСК в доверительное управление на пять лет. Очевидно, что если банкирам удастся решить основные проблемы холдинга, благодарность государства не будет иметь границ. И богатство ВТБ вполне может прирасти акциями судостроителей уже на постоянной основе.
Яхты для фронта
Нет, о приватизации ОСК говорили давно, и отнюдь не только Костин. Ещё в 2016 году глава Минпромторга Денис Мантуров рассуждал о том, продавать ли 25% или 49%. Но конъюнктура выглядела не слишком подходящей – жить с санкциями ещё не привыкли, трудности казались временными, и приватизацию отложили до светлого будущего.
Через несколько лет в качестве светлого будущего нам предъявили то, что мы имеем сейчас, а проблемы ОСК стали просто кричащими. Настолько кричащими, что решили сменить не руководителя, а систему управления целиком. Ведь только к доковидному году ОСК накопила проблемных долгов на 68 млрд рублей, и выделенные впоследствии правительством 30 млрд на финансовое оздоровление не сильно помогли.
Возможно, именно поэтому Алексея Рахманова, которого никто ещё не отставил, некоторые СМИ уже отправляют как минимум к следователям. Костин-то убыточных контрактов точно не заключит: по крайней мере те, кто нужно, обязательно останутся в плюсе.
Тот досадный факт, что в руководстве ВТБ нет специалистов по судостроению, помехой не стал. Многолетний опыт наших правительств показывает, что соответствие профессии руководителя профилю министерства вообще не является значимым фактором – гораздо важнее лояльность высшему руководству. Да, конечно, профессионалы иногда возмущаются так, что приходится поворачивать мосты, но это лишь досадные издержки, обусловленные недостаточностью разъяснительной работы.
До сих пор нам казалось, что в ВТБ разбираются только в люксовых яхтах, да и то на уровне пользователя – будем рады ошибиться.
Милые бранятся
Интересно другое. За контроль над ОСК боролись две группы, в равной степени близкие к президенту: «Росатом», который курирует Сергей Кириенко, и «Ростех», возглавляемый могучим, но не молодеющим Сергеем Чемезовым. Два ведомства не в ладах: атомщики в десятых годах покусились на святое – проблему утилизации отходов. Столкновение было серьёзным: так, в 2020 году личный ставленник Кириенко эколог Владимир Грачёв был арестован за вымогательство 87 миллионов у любимого детища Чемезова «РТ-Инвест» – в обмен должно было поступить положительное заключение научного совета Российской академии наук о деятельности компании и безопасности ее работы. Контактировал Грачёв с пресловутым Андреем Шипеловым – «человеком из ниоткуда» претендующим на роль главного мусорщика страны.
В итоге 80-летнего кавалера ордена Почёта осудили на четыре года условно со штрафом в 500 тыс. руб. – по нашим современным меркам это практически равносильно оправданию. То есть получилось «ни нашим, ни вашим».
* * *
Ещё в мае казалось, что всё-таки «вашим» – одно из крупнейших (и проблемнейших) предприятий судостроительной корпорации, «Балтийский завод», возглавил Юрий Гордиенков, направленный туда в качестве спецпредставителя «Росатома». Но, судя по всему, другая сторона вновь поработала в кулуарах – и было принято соломоново решение отстранить скандальных сестричек от дележа судостроительного пирога.
Всё досталось терпеливому ВТБ. На пять лет. Будут развивать военный и танкерный флот. Санкции к концу этого периода точно не снимут, а кончится ли СВО – Бог весть…