Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Карта слезу любит: почём корни пессимизма Виталия Ванцева, совладельца аэропорта Внуково

Управлять аэропортом Внуково – дело нелёгкое, владеть им – тревожное. Каким образом юго-западная воздушная гавань столицы остаётся непотопляемой, несмотря на множество вопросов со стороны финансовых и ещё более компетентных органов?

Свобода слова под угрозой?

Недавно на фоне и так развивающейся в связи с санкциями и геополитической обстановкой неопределённости совладелец аэропорта «Внуково» (≈13,5%) и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев откровенно высказался по поводу цен на авиабилеты. По мнению этого явно информированного человека, в ближайшем будущем стоимость перелётов внутри России вырастет на 15-20%, за рубеж – на 40%.

Казалось бы, что в этом криминального? Мы видим, что происходит с рублём, с ценами на энергоносители и понимаем, что смешных цен не будет теперь очень долго. Но, оказывается, так говорить нельзя: ФАС вынесла предпринимателю предупреждение.

«Подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к действию по повышению цен хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке реализации авиабилетов и авиаперевозок».

Антимонопольщики, конечно, опять заняты не своим делом. Сообщений о скором подорожании чего-либо на рынке огромное количество, и если крупная государственная служба с высокооплачиваемым персоналом начнёт возбуждаться на каждую такую фразу, мы далеко не уедем. Существует сложный закон о высказываниях и заявлениях, способных негативно повлиять на деятельность тех или иных предприятий, но, во-первых, авиации там нет (а вот банки, например, есть), а во-вторых, ни на что Ванцев не повлиял, а сказал очевидное.

Безусловно, он заинтересован в том, чтобы люди начали скупать билеты на осень-зиму уже сейчас – так это любой торговец хочет получить деньги сразу, а товар или услугу поставить позже.

В то же время Ванцев – немного рецидивист: в 2021 году он тоже прогнозировал рост стоимости авиаперевозок. Возможно, именно поэтому ФАС отреагировала теперь.

Гипс снимают, клиент улетает

Виталий Анатольевич вообще живёт по принципу «плачь больше, карта слезу любит». Недавно он анонсировал существенную потерю пассажиропотока из-за переноса некоторых рейсов «Победы» в Шереметьево. В чём-то его речь была похожа на брюзжание директора «Магнита» о том, что покупатели стали предпочитать соседнюю «Пятёрочку», хотя это просто рынок и компании выбирают аэропорты с более удобным обслуживанием.

Всё это интервью РБК с тем самым анонсом повышения цен вообще пропитано не такой уж скупой мужской слезой: нет транзитных пассажиров в аэропортах Москвы, мощности простаивают, вместо самолётов летают дроны…

Понятно, что прошлыми весной и осенью Россию покинуло около миллиона едва ли не самых активных авиапассажиров, что закрыты юго-западные аэропорты, что дроны действительно пиратствуют, но владельцы других московских аэропортов, отметим, подобными заявлениями не бросаются. Так может быть, дело не в ситуации, а в самом Ванцеве?

Лифт на небо

Девяностые в России – время реактивных социальных лифтов. На них катались так много, часто и во всех мыслимых направлениях, что техника не вынесла подобной нагрузки и сейчас почти вся находится на ремонте. Каким образом 28-летний уроженец Хабаровска, выпускник Ленинградского высшего военно-топографического командного училища, недавний кадровый военный смог занять кресло заместителя генерального директора аэропорта Внуково по инвестиционной политике – вопрос отдельный. Но социальный лист поднял обладателя самой земной профессии, геодезиста, прямиком в небо. А через некоторое время, понемногу откладывая с зарплаты, он и вовсе стал крупным акционером аэропорта совместного базирования с ФСО и ФСБ, куда и откуда летают первые лица страны.

Неприкасаемые

При этом жизнь Ванцева и контролирующего самый крупный пакет акций аэропорта клана Скочей простой назвать никак нельзя.

К Внуково, например, в 2008 году почти на миллиард рублей предъявлял иск аэропорт Домодедово, чтобы добиться оплаты долга авиакомпаний обанкротившегося авиаальянса AiRUnion, гарантом по которым выступал Внуково. Суд шёл три с половиной года – и в итоге Домодедово не получило за поставленное ранее топливо ничего. Этой победой над серьёзным конкурентом Ванцев укрепил свои позиции, но жаловаться на жизнь не прекратил.

Неудивительно, сразу после отражения домодедовского контрнаступления уже лично Ванцев оказался на пороге уголовного дела из-за событий того же бурного 2008 года: следователи усмотрели признаки нецелевого расходования 1,6 млрд руб. бюджетных средств, которое столичное правительство (при Лужкове Москва была акционером аэропорта и даже ставила палки в колёса конкурентам из Шереметьева) выдало в 2008 году в качестве бюджетной субсидии авиакомпании «Атлант-Союз», в руководство которой входил Ванцев. Предполагалось, что группа лиц тратила деньги не по назначению, а на покрытие долгов, но худшего развития событий удалось избежать.

«Атлант-Союз» благополучно рухнул с миллиардными долгами перед правительством Москвы и другими кредиторами. Деньги списали, Ванцев продолжил работу во Внуково.

В 2014 году аэропорт влип в неприятнейшую историю – во Внуково погиб глава нефтяной корпорации Total Кристоф де Маржери. Всемирно известный бизнесмен стал жертвой банального разгильдяйства – самолёт Dassault Falcon столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной. На первом этапе следствие считало, что причиной трагедии стало преступное попустительство должностных лиц авиаузла. Гендиректор Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев подали в отставку, следствие и суды по простейшему делу длились пять (!) лет, наказали «стрелочников».

С Ванцевым ничего не случилось. Он в то время вёл переговоры с Банком Москвы (уже вошедшим в структуру ВТБ, но ещё не расформированном) о реструктуризации многомиллиардного долга – частный аэропорт даже запросил помощь правительства в переговорах.

Не имея возможности расплатиться с государством, Виталий Анатольевич, однако, не забывал делать свой маленький гешефт – он входит в число учредителей множества компаний, часть которых базируется прямо на территории аэропорта. Компания «АВ Холдинг», в которой у него почти 25% долей, по адресу «тер. Внуково аэропорт, д. 1, стр. 19, помещ. I, ком. 143» занимается, например, вложениями в ценные бумаги, а «АВ Инвест» из 105-й комнаты – венчурным инвестированием. Доли учредителей «АВ Холдинга», правда, в залоге у, опять же, государственного Сбера.

* * *

Просто диву даёшься, до чего же доброе в России государство. Кто тут сказал, что власть щемит предпринимателей? Ах да, Виталий Ванцев! Именно он всё в том же интервью РБК выразил крайнее недовольство налогом на сверхприбыли, подчеркнув, впрочем, что у «Внуково» сверхприбылей нет, а «Азимут» заработал «нормальную прибыль».

Карта слезу любит…

Полная версия