Эра лицемерия: размышления по случаю санкций против Натальи Сергуниной
Запад есть Запад, Восток есть Восток, и сходятся они в основном на поле битвы. Когда санкционной, когда и кровавой. Евросоюз решил покарать Наталью Сергунину за нарушение прав человека, но... совсем не тех, о которых стоило бы говорить.
«За нарушения прав человека»
Давно мы не писали о вице-премьере столицы Наталье Сергуниной – яркой леди с железной деловой хваткой. Повод, однако, у нас невесёлый: Наталья Алексеевна попала под санкции Евросоюза. Да не одна, а с компанией NtechLab, создавшей в числе прочего известное приложение по распознаванию лиц FindFace («Найти Лицо»). Гляньте, наверняка же стоит на вашем смартфоне.
По мнению западных санкционеров, Сергунина и NtechLab ответственны за нарушение прав человека в России. Она якобы несёт «ответственность за разработку и использование системы распознавания лиц и передачу соответствующих данных ГУВД», поскольку курирует департамент технологий и информации (ДИТ) Москвы. Эти данные, по мнению ЕС, использовались «для поиска и задержания участников акций протеста, а также лиц, скрывающихся от частичной мобилизации».
Поэтому «Наталья Сергунина отвечает за серьёзные нарушения прав человека в России, включая произвольные аресты или задержания, и нарушения или злоупотребления свободой мирных собраний», говорится в решении представителей ЕС.
Здесь, конечно, есть о чём поспорить. Интересно, знают ли санкционеры, сколько преступлений иного, чисто криминального характера удалось предотвратить или раскрыть благодаря системе распознавания лиц? Спросили ли они у русского народа, что ему важнее – личная безопасность простых граждан на улицах или анонимность участников акций протеста?
Нет, не спросили. Эти ребята уверены, что ценности бывают только западными и насаждают их по всей Земле. Афганистан, Ирак, Сирия, Конго, Колумбия уже процветали в подлинно демократических системах, настала очередь дичи покрупнее.
Кстати, про дичь и ДИТ.
Загадки цифрового ведомства
В соответствующей новости в «Коммерсанте» Лусине Баласян почему-то назвала Сергунину главой несуществующего департамента технологий и информации – две грубые ошибки в одном предложении, хотя в оригинальном тексте еврочиновников всё сформулировано верно.
В Москве, повторимся, существует Департамент информационных технологий, через который на фоне цифровой лихорадки прошли уже триллионы рублей. Возглавляет его Эдуард Лысенко, а курирует действительно Наталья Сергунина.
Скандалов вокруг ДИТа – огромное количество. И это не только происшествия криминального или сопутствующего характера. Всем москвичам запомнились никак не укладывающиеся в конституционные рамки QR-коды во время пандемии, дети и родители стонут от насаждаемой цифровизации «Московской электронной школы», в транспорте навязчиво продвигается унизительный способ «бесконтактной оплаты по лицу». И это не говоря уже об издевательском приложении «Социальный мониторинг», которое, не побоимся этого слова, ограбило москвичей на сотни миллионов рублей за их же счёт.
Это, безусловно, нарушения прав человека, вот только наказывать за них в России почему-то не спешат.
Интересно, что «Соцмониторинг» вообще не разрабатывали, а чуть адаптировали с системы «Смарт каска», предназначенной для слежения за гастарбайтерами на московских стройках. Обошлось это почти в 200 миллионов рублей.
Что касается NtechLab (ООО «Нтех Лаб»), разработавшей систему распознавания лиц, которая используется столичными силовиками для обеспечения правопорядка на улицах, то она, вот печаль, на 100% принадлежит кипрскому офшору, судя по открытым данным. Как это сочетается с безопасностью личных данных граждан – вопрос риторический. Кипр, напомним, целиком и полностью присоединился к санкциям Евросоюза против России, и хотя вечная греческая лень в сочетании с интернациональной жадностью мешает исполнять их всерьёз, всё же получается, что сейчас у офшора могут настать трудные времена.
До вывода в офшоры в 2017 году NtechLab принадлежал группе физических лиц, в которой выделялись основатели компании Александр Кабаков и Артём Кухаренко. Оба резко выступили против СВО, покинули страну и вышли из капитала кипрского офшора.
Кто же там остался?
Хозяева NtechLab
По данным The Moscow Post, в капитале этого офшора с 2018 года якобы присутствует всесильный «Ростех» – его дочерняя структура получила 12,5% плюс одну акцию. Ещё 25% плюс одна акция - у компании «Варданян, Бройтман и Партнёры» – управляйки Рубена Варданяна, бывшего бенефициара «Тройки Диалог». Журналисты-расследователи в 2019 году обвинили «Тройку» в выводе 5 миллиардов долларов через сеть офшоров, поэтому её участие в кипрской NtechLab наводит на странные мысли.
А если заглянуть в архивную версию кипрского каталога юрлиц, мы найдём среди директоров NtechLab LTD человека по имени Vasily Brovko. Версия, к слову, архивная, но недавняя, декабрь 2022 года. Не тот ли это Василий Бровко, который женат на Тине Канделаки и трудится особым порученцем у главы «Ростеха» Сергея Чемезова? Бровко, к слову, проявляет чрезвычайную активность в деле борьбы с негативом о своей персоне: создаётся ощущение, что все российские инфовымогатели первым делом идут к нему. На всякий случай: Василий Юрьевич, нам от вас ничего не нужно!
К слову, под раздачу попала и Сергунина – Telegram-каналы пишут, что у арестованного по «телеграмным» же делам полковника ФСБ Полякова найдены следы взлома почты московского вице-мэра. Остаётся только посочувствовать Наталье Алексеевне, ведь она так трепетно относится к своей репутации, что неизвестные (не будем показывать пальцем) даже удалили из «Википедии» статью про неё.
В кипрском списке фигурирует и Mikhail Kireev – это может быть старший вице-президент Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Михаил Киреев. Такие персоналии делают бывший скромный стартап организацией федерального значения, а значит, распознавание наших с вами физиономий стало стратегической задачей страны. Никогда ещё со времён августейшего брадобрея государство российское не уделяло столько внимания лицам своих подданных.
А главный госзаказчик компании со столь сложной историей и репутацией – как раз Департамент информационных технологий Москвы, самый крупный контракт подписан именно с ним.
* * *
Что из всего этого следует? «Москоу Пост» делает смешной вывод о том, что Сергунина, о возможных бизнес-активах которой написано немало, якобы ведёт с помощью родственников коммерческую деятельность, выводит какие-то средства за рубеж, а заботливый Евросоюз решил пресечь эти незаконные операции. Из этого пришлось бы сделать парадоксальный вывод, что ЕС заботится о сохранении финансовой стабильности в России, а это, конечно, не так. Будет весьма интересно, конечно, если в ближайшее время европейцы наложат лапу на какие-то активы, связанные, по их мнению, с московским вице-мэром, но вероятность этого невелика.
Нет, вывод другой. Российская элита, включая перечисленных выше её представителей, по-прежнему не верит в Россию, не любит её и даже совсем внутренние дела по контролю над населением не способна решать без офшорных схем.
Никакая система распознавания не поможет «найти лицо» в эру лицемерия, если это лицо давно потеряно.