Эффект Листова: как и зачем Google защищает репутацию главы Россельхозбанка
Глядя на то, что происходит со СМИ в России, остаётся только удивляться, что они вообще существуют. И речь не о давлении со стороны государства – тут как раз понятные условия игры в сложившихся условиях. Странные вещи происходят именно в частном секторе.
Ноу-хау по-россельхозбанковски
Только что мы рассказывали, как группа юристов терроризирует журналистов и государственные организации, а тут подоспела новая тема. И не от безымянного сутяжника, а не менее чем от главы Россельхозбанка Бориса Листова. Хотя по второму образованию он тоже юрист.
В издание Moscow Post пришло удивительное письмо из корпорации Google. Журналистам сообщили, что статья «Не агропромом единым: следить за руками главы РСХБ Бориса Листова становится все сложнее» удалена из выдачи поисковика, внимание, «по требованию правообладателей»! То есть статью, написанную штатным журналистом издания, убирают, потому что есть какой-то иной неведомый автор. При этом не предъявляющий никаких доказательств авторства.
Это ещё круче, чем подсунуть картинку в бесплатный фотобанк, потом убрать её и требовать денег. Тут не серая зона законодательства, тут уже откровенный обман. Не говоря уж о том, что люди, с высокой вероятностью уполномоченные главой крупного госбанка, который прямо сейчас рвётся обратно в SWIFT, обращаются к сугубо антироссийской компании Google с целью спрятать своего заказчика от критики.
Выяснилось, что подобные претензии выдвинуты целому ряду других СМИ и иных сайтов. При этом среди новоявленных «обладателей авторских прав» нет ни одного официально зарегистрированного СМИ – только компроматные сайты, в том числе заблокированные в Российской Федерации. Всякие «популярные» сайты типа ru.on1.click – и, кстати, даже с них эта статья потом удаляется, чтобы тоже не оставалась в выдаче. В одном случае претензии внезапно следуют к «Рамблеру», который в принципе является новостным агрегатором, но хотя бы этого не скрывает.
Здесь, конечно, удивляет «Гугл», принимающий на веру претензии от самозванцев с откровенно помоечных сайтов. Это же настоящее ноу-хау, позволяющее удалить из поисковика вообще всё. Копируем не нравящуюся нам страницу на быстро слепленный сайт «Васяпупкин.хз», пишем в «Гугл», ждём исчезновения из выдачи оригинала, после чего удаляем свою копию. Какая цензура, какой там прессинг – простейший, детский финт!
Очень странные дела
Иногда, впрочем, копию сохраняют. Вот, например, на сайте скопированных текстов Rosnadzor.com так и висит статья «Жена председателя правления «Россельхозбанка» Бориса Листова ликвидировала ООО «Инсайд Медиа»». В качестве оригинала назван ещё один похожий сайт, Glavk.net. На самом же деле текст принадлежит «Моменту истины». «Москоу пост» почему-то считает, что оригинал статьи удалён, то есть «кто бы не стоял за этой атакой, цели он добился». Нет, как видите, статья благополучно находится на сайте, а вот в выдаче «Гугла» её действительно нет. Нет и в выдаче «Яндекса», вместо неё красуется предупреждение «Часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ».
Это, конечно, новое слово: бороться не с неугодной статьёй, а с попаданием её в поисковики. Нет, на государственном уровне такая мера присутствует, но вот в качестве частной инициативы используется редко. Особенно удивляет то, что ссылки с компроматных-то сайтов в поиске остались – то есть по-прежнему любой желающий может узнать, что за «Инсайд-Медиа» и зачем ликвидировала Анастасия Горшкова.
Непрофессионализм? Недостаточная отточенность схемы?
А «Гугл» слушает и ест
Конечно, не факт, что Борис Павлович вообще знает о происходящем. Но, скорее всего, если бы ему это не было нужно, проблема не возникла бы вообще. Кажется, он действительно хочет защитить свою репутацию от всех возможных вопросов. Даже в «Википедии» на странице Листова присутствует предупреждение администраторов:
«В последние несколько лет наблюдается активность зависимых лиц по внесению информации в статью. Статью «курируют», надо прочищать и вносить факты разного освещения с АИ. Саму статью создала подозрительная учётка, видимо также за вознаграждение».
А с The Moscow Post получилось вообще смешно. Упомянутую в начале статью с пожеланием следить за руками Бориса Листова попросили убрать из выдачи со ссылкой на соцсеть «МирТесен». Вот только указанная страница этой сети принадлежит… как раз «Москоу пост». То есть неизвестные защитники Листова взяли москопостовскую же публикацию в «МирТесен» и, потрясая ею, убрали из поиска аналогичный текст на основном сайте издания.
Кто в «корпорации добра» всё это одобряет? Если живые люди, то они профнепригодны, если же искусственный интеллект, то у него явные признаки дебильности.
Есть, впрочем, ещё один вариант – что профильный сотрудник обанкроченного российского подразделения Google попросту в доле с охотниками на СМИ. Причём, возможно, не только по финансовым, но и по политическим основаниям – всем известно, насколько негативно Google относится к современной России.
В общем, всё по старой поговорке – скажи мне, кто твой союзник, и я скажу, стоит ли тебе возглавлять государственный банк.
При чём тут санкции?
Интересно, что Борис Листов не находится под западными санкциями, в отличие от возглавляемого им банка. Обаяшка и западник Герман Греф – находится. Не признавший Крым российским Михаил Фридман – находится. А всю жизнь проработавший на государство Борис Павлович, по счастью, сумел этого избежать. И, возможно, спецоперация по зачистке информации в «Гугле» как раз и связана с его совершенно понятным желанием остаться вне санкционных списков. В этом мы всячески желаем ему удачи и советуем более джентльменскую линию поведения.
Можно же просто разослать по СМИ письмо: дескать, ваши материалы могут выставить меня в плохом свете перед моими западными друзьями и подвести под санкции. Это ударит по моим активам и по деятельности банка. Поэтому удалите, пожалуйста, статьи, а то я буду трактовать их по ст. 20.3.4. КоАП РФ, а потом и по 284.2. УК РФ «Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц». Это отдавало бы, конечно, произволом, но было бы откровенно и по-человечески понятно.
А так, простите, фигня получилась. Эффект Стрейзанд. Сейчас всем очень захочется писать о Чистове – хотя бы чтобы посмеяться над письмами от всемогущего поисковика.