Продолжается судебное разбирательство по поводу изъятия ряда участков чернозёмных сельхозземель в Михайловском районе Рязанской области.
Осенью 2022 года собственники получили распоряжения областного правительства о передаче их собственности в пользу ООО «Серебрянский цементный завод» и оспаривают законность этих документов в судах. За несколько месяцев областные власти не разъяснили свою позицию, зато стало ясно, что история касается не только защиты прав собственников, но и бизнес-интересов клана миллиардера Олега Дерипаски.
В СМИ появилась информация об иске землевладельцев Алексея и Натальи Поротиковых из Михайловского района Рязанской области – они оспаривают принудительное изъятие у них крупных участков пахотной земли по распоряжению областного правительства. Для этого чиновниками был использован механизм изъятия земель для государственных нужд. Истцы же полагают, что сделано это неправомочно, и утверждают, что команда губернатора области своими решениями не только нарушает права собственности, но и компрометирует необходимый в ряде случаев правовой механизм.
Учитывая это – а также тот факт, что бизнес-структура, инициировавшая отъем земли у частных владельцев в свою пользу, напрямую связана с одним из богатейших российских предпринимателей, владельцем «Базового элемента» Олегом Дерипаской, – мы заинтересовались данной темой, так как она приобретает не только экономическое и правовое, но и общественное измерение. Вновь становится важным вопрос контроля государства и общества над крупным бизнесом – видима рука рынка или нет, но социальной ответственностью сама по себе она не обладает.
Распорядились – и точка
Осенью минувшего 2022 года супруги Алексей и Наталья Поротиковы – владельцы нескольких участков сельскохозяйственной земли в Михайловском районе – получили одно за другим два распоряжения правительства Рязанской области (под первым стоит фамилия ныне действующего губернатора, а тогда и.о. главы области Павла Малкова, а под вторым – его первого заместителя Анны Росляковой) об изъятии части своих земель для государственных нужд в пользу ООО «Серебрянский цементный завод» (копия есть в распоряжении редакции). Общая площадь отторгаемых участков составила 178,1 гектара. Речь идет о пахотных землях сельскохозяйственного назначения, сдаваемых Поротиковыми в аренду – иначе говоря, чернозёмных полях (Рязанская область – один из ближайших к Москве плодородных чернозёмных регионов).
В документах нет подробного объяснения, зачем цементному заводу прямо сейчас понадобились пахотные земли. Есть лишь минималистическая формулировка о «проведении работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счёт средств недропользователя». Может ли это считаться достаточным обоснованием изъятия, учитывая, что земель (о чем будет сказано ниже) у завода и до этой «спецоперации» было более чем достаточно.
Одно это играет не в пользу регионального правительства. Изучение же карты изымаемых участков показывает, что они находятся на единственной доступной дороге к другим принадлежащим Наталье Поротиковой землям – такая нарезка (чересполосица и изломанность) запрещена Земельным кодексом РФ (п. 6 ст. 11.9). Наконец, сам правовой механизм изъятия земель для госнужд предполагает, что желающий их получить не мог это осуществить иным способом, кроме изъятия. А доказательств попытки приобретения участков по рыночным ценам цементный завод, согласно исковому заявлению, не представил. Между тем в процессе подготовки распоряжения областное правительство должно проверить наличие совокупности всех условий изъятия, регламентированных ст. 49 Земельного Кодекса – таково определение Верховного Суда РФ по делу №А60-57049.2017 от 2018 года.
При этом существуют десятки аналогичных месторождений в Михайловском районе Рязанской области и близлежащих к ней районах. Сам Серебрянский завод, по утверждению представителя истца, своим карьером граничит с 5 месторождениями, разработка которых даже не начата.
Поэтому юристы, ведущие иск Поротиковых, убеждены, что распоряжения администрации области вынесены незаконно.
Закон – не догма?
Это соображение приобретает особенное значение прежде всего потому, что исполнительная власть – в данном случае, администрация Рязанской области, возглавляемая губернатором Павлом Малковым, доверяющим своей заместительнице Анне Росляковой изымать земли – должна служить гарантом справедливости для всех жителей региона. То, что распоряжение об изъятии должно быть вынесено только после всестороннего рассмотрения ходатайства и оценки его целесообразности – не просто формулировка из Земельного кодекса, но и институциональный противовес возможному беспределу земельных рейдеров и застройщиков. Поэтому неработающий механизм такого рода становится критически важной неисправностью всей государственной машины. Когда исчезает гарантия неприкосновенности собственности – исчезает основа всей экономики страны.
С 2016 года существует четко изложенная Верховным судом РФ трактовка «государственных или муниципальных нужд», для которых допустимо изымать собственность. Это, согласно позиции ВС, «потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности». Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно «в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества».
Разработка недр для изготовления строительных материалов, конечно, могла бы быть рассмотрена как деятельность, направленная на достижение интересов общества – если бы при этом дальнейшая работа цементного завода была невозможна без изъятия частного имущества. А это – учитывая уже имеющиеся у завода неразработанные участки – мягко говоря, не очевидно.
Хотелось бы увидеть в суде доказательства насущной государственной/муниципальной необходимости изъятия земель Поротиковых. Такие доказательства должны будут представить администрация области и «Серебрянский цементный завод». Если этого не будет сделано, придётся констатировать, что областные власти не выполнили свою обязанность – тщательно проверить основания для изъятия и принять непредвзятое решение.
Чей надо завод
Самым интригующим в этой истории оказался вопрос принадлежности Серебрянского цементного завода: анализ собственников и крупных денежных транзакций компании позволил предположить, зачем, собственно, представители предприятия вступили в такую рискованную игру.
Как следует из корпоративного сайта и открытых источников, ООО «Серебрянский цементный завод» входит в холдинг «Группа "Смиком"», который до февраля 2019 года назывался ООО «БазэлЦемент» (ИНН сохранился прежним, гендиректор Вячеслав Шмаков тоже) и входил в империю Олега Дерипаски. Напомним, именно в то время США резко ужесточили санкции против предпринимателя – и он начал, по крайней мере формально, выходить из своих активов. И «Смиком», и завод с того же 2019 года принадлежат специально для этого созданному акционерному обществу с нежным названием «Лори-Трейдинг», генеральным директором и, вероятно, полновластным акционером является Наталья Зварич.
Больше ни в каком бизнесе Наталья Михайловна, согласно базам данных, не замечена. Интересно, каково это – прийти и с ходу возглавить такую махину (у «Лори» есть и другие дочерние компании). И не может ли помогать бизнесвумен Зварич то, что, по данным «Форбса», она лишь представляет интересы бизнесмена Павла Езубова. Павел Алексеевич – сын четырёхкратного депутата Госдумы от Краснодарского края Алексея Езубова, у которого существует родная сестра. Сёстры наличествуют у многих депутатов, но эту конкретную леди зовут Валентина Петровна Дерипаска, и у неё есть талантливый сын Олег…
В «Базэле», разумеется, сообщают, что не имеют отношения к «Смикому». Но тогда в полный рост встаёт вопрос, откуда у начинающей бизнесвумен Зварич нашёлся 161 миллиард рублей на покупку кипрской компании GFI Investments, контролирующей «Евроцемент», ранее принадлежавший тому же Дерипаске.
Да, разумеется, сделка была обеспечена банковским кредитом – как следует из базы «Контур.Фокус», принадлежащий «Лори-трейдингу» через Серебрянский завод «Михайловский комбинат строительных материалов» в 2021 году взял заём на сумму более 157 млрд рублей. При этом у самого «Серебрянского цементного завода» задолженность по заёмным средствам за 2021 год составила почти 29 млрд рублей. Если сложить отчётность всех компаний, контролируемых Натальей Зварич, получится впечатляющая картина – 197 млрд рублей задолженность при суммарной годовой прибыли в неполных 3 млрд рублей.
Неудивительно, что земельные участки, принадлежащие «Серебрянскому цементному заводу», почти сплошь заложены в качестве обеспечения по кредитам.
Большая нужда
Адвокаты Поротиковых полагают, что именно здесь зарыта собака. Возможно, при таком балансе прибыли и долгов корпорации совершенно необходимы ещё не заложенные активы – в том числе, не в последнюю очередь, земельные. И тут на помощь приходит правительство Рязанской области, называющее расширение земельных угодий частного завода большой государственной нуждой.
Здесь ещё раз стоило бы обсудить вопрос необходимости приобретения новых земель для продолжения работы Серебрянского завода. Да, земли Октябрьского, где расположены участки Поротиковых, входят в одноимённый участок недр местного (не федерального и даже не регионального!) значения. Но согласно предоставленной нам информации, у цементного завода и до 2022 года только на этом участке недр имелось 585,5 гектаров неразработанных земель, еще 141,1 гектара на других участках разрабатываются. Участок, на котором идет добыча, разрабатывается 109 лет (в 1913 году был открыт крупнейший завод, известный в советское время как «Спартак», его карьеры и перешли к Серебрянскому заводу) – и до сих пор не полностью истощён, это можно увидеть на спутниковых снимках «Публичной кадастровой карты».
Итог следующий: средняя за этот век скорость разработки земель цементным заводом – 1,29 гектара в год. Такими темпами за время, оставшееся до окончания срока лицензии на недропользования – 2029 год – завод успеет обработать чуть больше 8 гектаров. И даже при работе быстрыми современными темпами имеющихся земель хватит ещё надолго. Вопрос: зачем тогда заводу срочно нужны ещё 178 гектаров?
А землю продадим?
При этом предметом спора оказались не просто земельные участки, а знаменитые русские чернозёмы – один из наиболее плодородных типов почвы в мире и стратегический ресурс России, основа продовольственной безопасности нашей страны. Нам точно надо уничтожать чернозём ради известняка, которого достаточно и под другими, менее плодородными почвами?
Напомним, что президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил указом от 21.01.2020 Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации и указом от 02.07.2021 Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, где прямо определил необходимость сохранения плодородных земельных участков и недопущения их уничтожения – это вопрос продовольственной безопасности страны (это подтвердил и профильный министр Дмитрий Патрушев на заседании Совета Федерации осенью прошлого года). Но губернатор, санкционировавший изъятие земель, кажется, всего этого не услышал.
На спорных землях сейчас зреет урожай рапса – что будет делать Наталья Михайловна с этими посевами, с фермерами? Есть, кстати, свидетельства о том, что на участках Поротиковых и до решения областного правительства замечали неопознанные самосвалы, вывозившие грунт и недра в неизвестном направлении (продажа чернозёма дачникам – отличный, но совершенно незаконный бизнес, так же как и добыча природных ресурсов втайне от государства и без учета в налоговой инспекции).
* * *
Хотелось бы, чтобы областное правительство окончательно определило своё отношение к выполнению указов президента Российской Федерации и продовольственной программы. Потому что речь идет не просто о правовой коллизии, а о стратегическом выборе страны. На кону – незыблемость права на собственность, сохранение уникальных почв, обеспечение продовольственной независимости. Будем следить за судебным разбирательством по этому резонансному делу.