Гордеев выходит в кэш: следим за руками акционера ПИКа
Чем больше своих личных объектов продаёт Сергей Гордеев, тем более тревожно за покупателей жилья ПИКа и его многочисленных дочек.
Голландцы торгуют Москвой
Как и предполагал ранее INFOX, акционер и бывший руководитель строительной компании ПИК Сергей Гордеев понемногу уходит из Москвы. После того как небольшой конфликт ПИКа с Сергеем Собяниным вышел в публичную плоскость, позиции некогда крупнейшего девелопера пошатнулись, а действия самого́ Гордеева стали напоминать попытку выхода в кэш – вероятно, с последующей эмиграцией. Благо никакие санкции на него не наложены, несмотря на былую политическую деятельность, обильное участие ПИКа в господрядах и включение компании во все списки стратегически важных предприятий.
Компания Mall Management Group, созданная специально для управления разнообразными активами Гордеева, ранее принадлежала верной оруженосице бизнесмена Елене Колышкиной (у неё всё очень интересно с ООО «Ривьера»), а сейчас записана на голландскую Plaza B.V., что на Вестермаркте в Амстердаме. «Ривьера», пока была жива, тоже входила в голландский холдинг – схема оптимизации отработанная. Так вот, «Молл Менеджмент» выставил на продажу ТРЦ «Саларис» и «Павелецкая плаза» в Москве. Локации козырные: тоска перехвата авиапассажиров на Киевском шоссе и Павелецкая площадь.
Отдельно подчёркивается, что никто никуда не спешит, дисконта не будет, бизнесмен планирует выручить за эти объекты около полумиллиарда долларов. При этом нельзя сказать, что они ему просто надоели. «Саларису» (310 тыс. кв. м) четыре годика от роду, а многострадальную «Павелецкую Плаза» (73 тыс. кв. м) Гордеев прикупил на год раньше на стадии недостроя. Сам комплекс работает всего два года.
Кстати, только что Гордееву удалось избавиться от ТРЦ Columbus (277 тыс. кв. м) на «Пражской» – актив достался компании «ТПС Недвижимость», то есть клану Ротенбергов с примкнувшими к нему семьями Пономаренко и Скоробогатько. Изначальный крупный совладелец ТПСа Аркадий Ротенберг под санкции как раз угодил, поэтому передал долю сыну Игорю, а когда и того настиг Минфин США, пакет ушёл сестре Игоря Лилии Ротенберг, что впервые привело её в списки Forbes.
По данным «Ведомостей», на свежевыставленные активы также уже есть претенденты, но переговоры находятся на ранней стадии. Несложно предположить, что там будут фигурировать тоже подсанкционные предприниматели, крайне близкие к орбите власти.
Как вы плазу назовёте…
К слову, не факт, что «Павелецкая плаза» будет продана именно под таким названием. Сейчас за этот торговый знак идёт судебная тяжба – людям Гордеева противостоит турецкая компания Enka. У них две разные «Плазы» – «Енка» свой бизнес-центр построила ещё 20 лет назад, но защитить права на название как-то не озаботилась. Гордеев оказался сноровистее: его ООО «Павелецкая площадь» соответствующие документы подало, чем изрядно расстроило турок.
К слову, мне недавно довелось с навигатором побродить по Павелецкой – действительно неудобно, когда два соседних объекта имеют одинаковое название. В этом смысле решение «голландцев» Гордеева дать торговому центру уже используемое имя выглядит до некоторой степени пиратским: всё-таки турки начали свой бизнес здесь существенно раньше.
Прощай, немытая Россия?
На примере постепенного утекания Гордеева мы видим, как меняется структура олигархического управления экономикой России. «Старые» промышленники ещё советской закалки Алекперов, Лисин, Потанин, Михельсон и примкнувшие к ним энергичные комсомольцы типа Мордашова удерживают свои позиции, а вот более молодое поколение, воспитанное уже в чисто либеральном духе, иногда даёт «заднюю». Добровольно или вынужденно. Исключение – дети представителей власти, сбившиеся в новую, совершенно закрытую элиту.
Проще говоря, в российские активы вкладываются те, кому некуда ехать. Крупная покупка сейчас – своего рода присяга на верность Кремлю. Судя по данным Fligtradar от 24 июня, не слишком надёжная, но какие времена, такие и гарантии.
Впрочем, искать в казусе Гордеева политику было бы слишком почётно для него. ПИК слишком долго финансировал текущие проекты за счёт будущих продаж, и к более строгой финансовой дисциплине эскроу-счетов оказался банально не готов. Не зря эксперты усмотрели в деятельности Гордеева признаки построения финансовой пирамиды:
«Чистый долг компании ПИК превышает резервы. И это показывает, что застройщик работает на кредитные деньги. Вот эта методика работы, очень похожая на финансовую пирамиду, в моменты роста рынка – она очень эффективна. Но в случае стабилизации на рынке недвижимости или некой стагнации эта модель может быть очень опасна»,
– как в воду глядел экономист Максим Чирков.
А вас я попрошу остаться…
ПИК Гордеева «забывал» строить школы среди своих человейников, банкротил собственных дочек, на волне коронакризиса удваивал премии генеральному директору. По качеству жилья – просто слёзы. Достаточно сказать, что новый гендиректор компании Иван Поландов, ранее сам живший в ПИКовской трёшке, переехал в ЖК Fusion Park от другого застройщика, легендарного «Интеко».
И всё чаще вместо вопроса: «Рухнет ли ПИК?» - участники рынка, понизив голос, спрашивают друг друга: «Когда рухнет ПИК?». При этом крайне нежелательном повороте событий фактически отдуваться за всё ещё гиганта будет российский бюджет, которому придётся как минимум оплачивать достройку объектов.
Нет сомнений, что Гордеев даже не планирует инвестировать полученные за ТРЦ деньги в строительную компанию. Но поскольку он как акционер всё ещё несёт ответственность за действия ПИКа, не имеет ли смысл государству российскому присмотреться к дальнейшим планам предпринимателя и провести профилактический аудит компании – пока ещё есть чем хотя бы частично залатать возможные дыры?