Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Признан нежелательной организацией: за что наказали «Гринпис» и что теперь будет?

Через полгода после обращения группы депутатов Госдумы в Генпрокуратуру принято решение признать Greenpeace International нежелательной организацией в России. Печальное событие: закономерное, но в то же время неожиданное.

Задание выполнено

«Гринпис» очень долго держался, пока НКО западного происхождения одна за другой улетали в иноагенты или сразу в нежелательные, экологи как-то проходили между капельками. Это многие объясняли известным интересом Владимира Путина к экологическим проблемам. К слову, ранний фаворит поиска первого преемника Сергей Иванов и вовсе ушёл с государственных постов, чтобы заняться природоохранной деятельностью. Даже пресловутый Чубайс закончил свою деятельность в России спецпредставителем по устойчивому развитию, а это понятие неразрывно связано с экологией.

Но теперь, по официальной формулировке, «Гринпис» представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации. Вообще, мотивировка Генпрокуратуры выглядит довольно слабой.

Так, например, утверждается, что «усилия фонда направлены на дестабилизацию общественно-политической обстановки и попытку смены власти в стране неконституционным путем». Так и представляешь боевых экологов, штурмующих Кремль с усыпляющими дротиками наперевес, – зрелище, конечно, эффектное, но вряд ли реалистичное.

Кроме того, в Генпрокуратуре напоминают, что активисты Greenpeace после начала СВО зачем-то призывали к «дальнейшей экономической изоляции России и ужесточению санкций» против неё. Действительно, наверняка какие-то активисты призывали – западные леваки вообще не любят современную России, а «зелёная» повестка в Европе в последние годы именно левацкая. Но не сама организация, не её официальное руководство. Ну это то же самое, что запрещать «Единую Россию», потому что множество её членов были осуждены по коррупционным статьям.

В то же время единоросы официально дистанцируются от излишне одиозных своих однопартийцев, тогда как «Гринпис» этого не делал.

Ну и тот факт, что «Гринпис» финансировал организации, ранее признанные иностранными агентами, отрицать невозможно. Они потому и признаны, что их финансировал Greenpeace International*. Но тут есть нюанс, о котором порассуждаем ниже.

Не с первой попытки

Казалось, что пронесёт. Первая серьёзная атака на Greenpeace была произведена ещё в апреле 2022 года – Российское экологическое общество потребовало признать организацию, а заодно и Фонд дикой природы (WWF*) иноагентом. Но в апреле Минюст отказался это сделать по формальным основаниям – российский «Гринпис» официально является отделением иностранной организации, а не российским НКО. То есть его нельзя признать иноагентом и, более того, он имеет право вести определённую финансовую деятельность в России.

Тем не менее 10 месяцев спустя WWF всё-таки попал в список иноагентов, а вот «Зелёный мир» всё равно не тронули. Правда, к тому моменту уже вовсю шла работа над депутатским запросом с требованием признать «Гринпис» нежелательной организацией.

Работа, как видим, успешная и плодотворная. Но не слишком убедительная. То есть позиция российской власти по отношению к боевым экологам не вполне однозначна. Насколько нам известно, в местах, где принимаются решения, многие до последнего надеялись обойтись без крайних мер.

Не получилось.

Меньше диалога, ещё меньше!

Лично мне представляется, что Генпрокуратура приняла излишне строгое решение. России мешал не «Гринпис», а гринписовцы – люди порой действительно малосимпатичные. Вы обращали внимание на то, что те, кто сверх меры обожает животных или природу, чаще всего активно не любят людей?

Нам всё равно придётся потом налаживать отношения с Западом, и дай Бог, чтобы не на его условиях. И экология – именно та сфера, которая может стать площадкой диалога даже при противостоянии на многих других фронтах. Да, важно отказаться от любых попыток политизировать эту повестку с обеих сторон, насколько бы соблазнительными эти попытки ни выглядели.

На условиях анонимности два видных российских эколога рассказали мне, что решение прокуратуры вызвало уныние даже у совершенно лояльных власти специалистов. Для кого-то это, конечно, прекращение финансирования, но для многих – именно потеря возможности решения трансграничных экологических проблем, будь то предотвращение Каспийской катастрофы или взаимодействие в стремительно теплеющей Арктике.

* * *

Мы можем полностью отрезать себя от Запада идеологически. Можем прекратить всякие торговые и финансовые отношения. Но мы не можем поставить кордон ветрам и птицам, останавливать изменения климата на своих границах, отлавливать заграничный мусор в океанских водах. Есть проблемы, которые можно решить только совместно – даже при взаимной ненависти.

Россия, впрочем, остаётся членом соответствующих структур ООН, да и WWF ещё не запрещён, так что совсем уж без взаимодействия мы не останемся. Но «Гринпис» – система более динамичная, более яркая. С ним было бы веселее.

Впрочем, обозримое будущее вообще обещает быть нескучным.

* WWF признан в России иностранным агентом.

* Greenpeace International, как вы уже догадались, включена в список нежелательных организаций.

Полная версия