Вывели козла: почему беглецам от мобилизации сохранили общий налоговый режим
Журналисты сделали поправку о нерезидентах самым резонансным пунктов в законопроекте о корректировке Налогового кодекса. Неясно, правда, защищали ли они своих или маскировали другие подводные камни.
Козёл ушёл, ястребы улетели
Здравый смысл победил. В новой, «окончательной» версии закона о поправках в Налоговый кодекс отменена новация с налогом в размере 30% на доходы граждан России, работающих из-за рубежа. INFOX со своими читателями очень внимательно читал этот документ и недоумевал, зачем нужна такая новация. Кроме стимулирования обращения «чёрного нала», других внятных идей не было. Но Антон Силуанов – а законопроект подготовлен вверенным ему Минфином – всегда был за обеление экономических отношений. И осенью 2022 года он говорил о том, что налоговую ставку менять не планируется. А потом грянула первая опубликованная версия документа.
Похоже, в какой-то момент Минфин прогнулся перед «ястребами» из АП, которые требовали во что бы то ни стало демонстративно покарать людей, сбежавших от СВО и мобилизации. Но тогда неясно, что послужило причиной отката назад. Точно не общественная реакция: во-первых, принципа «послушай народ и сделай наоборот» никто не отменял, во-вторых, внятной реакции и не было. Возможно, сыграли свою роль совместные мольбы работодателей (РСПП?) и, внезапно, Пограничной службы ФСБ: проект налагал на них странную функцию отслеживания удалённых работников и определения их налогового статуса. А это – очень много лишней работы с высокой ответственностью и непонятной выгодой.
В общем, как в том анекдоте, в душную комнату ввели козла, вывели козла, и стало легче дышать.
Теперь доходы от трудовой деятельности наёмных работников с российским гражданством вне зависимости от статуса налогового резидентства будут облагаться по ставке 13% или 15% (для доходов свыше 5 млн руб. в год), а работодатель или заказчик работ продолжит выступать налоговым агентом. Вы спросите, почему «теперь», если точно так же происходит и сейчас. Мы ответим: так козла-то ввели и вывели.
Что это было?
Вопрос с этим налогообложением не праздный. У него есть как минимум две чувствительные стороны. Как водится, противоположные друг другу.
Первая – это как минимум миллион удалёнщиков за рубежом. Надо понимать, что в российской реальности, где декларации о доходах заполняет меньше 10% трудоспособного населения, договорённости о зарплате подразумевают сумму на руки. То есть повышенное налоговое давление легло бы не на эмигрантов, а на российский бизнес.
Вторая – это настроение масс, которые требуют крови и имущества «врагов народа», даже с пониманием того, что им самим от этого не перепадёт ничего. Социальный запрос на конфискацию имущества блогеров, запрет профессии для иноагентов, санкции для беглецов от мобилизации очень серьёзен. И жёсткие решения в этом направлении повышают рейтинг партии власти.
Резон тут, бесспорно, есть. Два человека получили повестки. Один пошёл служить, воевать, потом погиб или как минимум претерпевает лишения, а другой – отстоял мучительную девятичасовую очередь в Верхний Ларс и теперь работает как ни в чём не бывало на тех же условиях, что и его российский ровесник. То, что зарплата у бойца, скорее всего, больше, особой роли не играет: рискует мобилизованный отнюдь не зарплатой.
* * *
То, что выбор сделан в пользу экономически оправданного, а не эмоционально напрашивающегося решения, говорит о том, что Минфин ещё не «всё», что Силуанов, несмотря на потерю статуса вице-премьера, всё ещё остаётся кассиром всея Руси.
К слову, 25 апреля он установил рекорд по времени работы на посту министра финансов, на отметке 4148 дней подвинув своего прежнего босса Алексея Кудрина. А абсолютное первенство держит Сергей Шойгу, 6686 дней возглавлявший уникальное, никем ранее в мире не придуманное МЧС.