Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Последние санкции против России: как это будет

11-й пакет санкций, говорят, может стать последним. Потому что фантазия кончилась. Но это не значит, что к очередной неприятности не стоит относиться серьёзно.

Руководители стран G7 продолжают обсуждение 11-го пакета санкций против России. Состав очередных запретов ещё неизвестен даже самим санкционерам, но ясно главное: представители государств «семёрки» обсуждают радикальное изменение подхода санкционного режима. Вместо того чтобы запрещать экспорт в Россию отдельных товаров, как это происходит сейчас, страны планируют, наоборот, запретить весь экспорт в Россию, разрешив поставки ограниченного перечня товаров.

Есть и другие планы – например, запретить бо́льшую часть транзита через Россию (он тоже часто бывает скрытым экспортом – направленные в Киргизию или Монголию грузы оказываются в российских магазинах). Но главное именно в изменении самого подхода к торговым санкциям. Такого в мировой практике – по крайней мере в сколько-нибудь значимых масштабах – ещё не бывало.

А это вообще законно?

В юриспруденции есть два кардинально разных подхода к определению меры дозволенного:

  1. Разрешено всё, кроме запрещённого (общедозволительный тип правового регулирования).
  2. Запрещено всё, кроме разрешённого (разрешительный тип).

Поскольку число возможных деяний почти безгранично, список запрещённого обычно составить проще, чем список разрешённого. Если в некий священный день мы разрешим только ходить в храм, оставлять пожертвования и беседовать о высоких материях, то сразу встанет вопрос, можно ли почесать нос или одеться перед визитом в святилище.

Но в отдельных специальных областях права всё же присутствует принцип «исключённого запрещённого» – например в ПДД или в определении компетенций инстанций и должностных лиц. Там чётко оговорено, что можно делать, а остальное – ни-ни. Набор запретов в прав

И сейчас в отношениях с Россией и Белоруссией «международное сообщество» намерено перейти с общедозволительного на разрешительный тип отношений.

Международное право отличается тем, что оно вопиюще не прецедентно. Если две страны делают одно и то же, это не одно и то же. Заведомо обречённую попытку построения демократического и безопасного мирового сообщества в рамках ООН взорвали сами же строители прокси-войной США и СССР на Корейском полуострове.

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах ставить вопрос о международном праве, быть может, и увлекательно, но совершенно бессмысленно. Не будет преувеличением сказать, что среди действий, предпринимаемых всеми сторонами военно-экономического конфликта, несложно найти те, которые в той или иной мере противоречат Уставу ООН и международным соглашениям.

Чем это обернётся для России?

Новый подход радикально сократит возможности для манёвра, для поиска не попавших под запрет наименований товаров. Собственно, это и есть главная цель пакета. Не новые имена и компании, а «агрессивное» предотвращение обход санкций против России, как было сказано на апрельской встрече Урсулы фон дер Ляйен и Джо Байдена.

Предполагается, что в список разрешённого попадут лекарства, бытовая химия, парфюмерия, продукты питания (включая алкоголь) и сельскохозяйственные товары. При этом с российской стороны уже действует эмбарго на ввоз большинства наименований пищевой продукции, то есть в итоге окно для торговли окажется совсем узким.

Одновременно США и Евросоюз намерены угрожать разрывом отношений каждой стране и организации, хотя бы просто заподозренной в помощи России. Это в первую очередь относится к ограничению поставок по «серому импорту» через Турцию и Казахстан.

Для рядового российского обывателя это будет означать небольшой рост цен на качественные импортные товары.

* * *

Понятно, что выполнять требования 11-го пакета буквально никто не будет. Азия, Африка и Латинская Америка не перестанут с нами торговать. Китай не откажется от поставок электроники, Индия не перестанет отгружать чай и даже южные корейцы продолжат барыжить чем Будда послал. И никто их за это не накажет.

Но перепродажу нам своей «запрещёнки» Запад намерен пресечь всерьёз. Экономического смысла от этого немного, российская экономика уже переориентировалась на азиатские рынки закупок – скорее перед нами демонстрация некоей круговой поруки, желание проверить западное общество и, в частности, бизнес на способность пожертвовать частными интересами ради общих.

В последний раз это было во время Второй мировой, да и то власти западного мира спокойно смотрели на торговлю своих граждан с Третьим Рейхом через тихие гавани типа Швеции и Швейцарии.

Но мы для них, похоже, противник куда принципиальнее. Так что 11-й пакет – он не про нас, он про них. Это маленькая мобилизация Запада. Стремление выделить и обезвредить свою пятую колонну. Вернуть государству руководящую роль, которую давно забрали себе крупные корпорации. Указать индивидуальному его место позади общественного.

Получится ли?

Полная версия