Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Закон о фрилансерах»: правда и вымыслы о скандальном проекте

Налоговый кодекс в России меняется с неприличной частотой. Предпринимателей призывают работать «в долгую», но при этом ежегодно меняют правила игры. Пару раз объявленные моратории на изменение законодательства в этой сфере провалились.

Вот и сейчас готовится огромный пакет изменений, в котором СМИ углядели удар по удалёнщикам, с сентября-октября греющим кости в Ереване, Стамбуле, Белграде и прочих городах и весях.

Россияне, которые живут за границей более полугода и утратили налоговое резидентство, вероятно, будут платить повышенную ставку налога при работе в российских компаниях – 30%, как и прочие нерезиденты, следует из законопроекта, который скоро будут рассматривать в Госдуме.

Называть это «законопроектом о фрилансерах», как это делают РБК, «КоммерсантЪ» и переписчики их новостей, конечно, нелепо. Набор поправок в Налоговый кодекс – это огромный документ (200 листов!) с массой пунктов. Нет сомнений, что более половины депутатов не будут его даже читать, а у некоторых ваших избранников, уважаемые читатели, просто не хватит знаний и интеллекта, чтобы понять, о чём там речь.

Госдума России, впрочем, славна тем, что никогда не отклоняет правительственные законопроекты, так что приняли бы и не читая. Но 25 апреля правительство внезапно отозвало свой законопроект для внесения в него уточнений.

И тебя посчитают

Интересующий нас фрагмент начинается на 88-й странице.

В ст. 208 Налогового кодекса предполагается внести уточнение того, что представляют собой доходы, полученные в Российской Федерации (п. 1) и за её пределами (п. 3). Сейчас выплаты от российских компаний нерезидентам за выполнение дистанционной работы НДФЛ не облагаются, упоминание о них просто отсутствовало в Налоговом кодексе. Теперь же у нас появится ещё одно определение доходов внутри страны:

Вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в случае, если выполнение работ, оказание услуг, предоставление прав использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • налогоплательщик – физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;
  • доходы получены налогоплательщиком – физическим лицом на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;
  • источники выплаты доходов – это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации.

А вне страны – те же вознаграждения, полученные без соблюдения этих условий. И вот с них НДФЛ по-прежнему взиматься не будет.

Минфин позднее пояснил, что поправки не коснутся граждан, заключивших полноценные трудовые договоры, но из текста документа этого не следует. Возможно, это уточнение станет одной из поправок, ради которой проект отозвали из Госдумы.

В чём смысл, брат?

Вопрос: какую цель преследует правительство?

  1. Пополнить бюджет? Много визгу, мало шерсти. На администрирование сборов с "новых иностранцев", отладку их поиска и контроля может уйти едва ли не больше денег, чем дополнительно поступит в бюджет от повышенного НДФЛ.
  2. Вернуть уехавших обратно? Может сработать. Но только после окончания СВО. Сложно представить, что конфликт завершится до вступления законопроекта в силу.
  3. Отомстить уехавшим? Это да, но месть не должна быть предметом правовых взаимоотношений.
  4. Оторвать уехавших людей от работы в России, освободить рабочие места, оставить деньги в стране? К сожалению, на тех позициях, которые в среднем занимают уехавшие, избытка предложения рабочей силы не наблюдается. Исключение – журналисты.

А ведь ещё осенью 2022 года министр финансов Антон Силуанов говорил, что правительство склоняется к отказу от повышения налога. Но катастрофическое для бюджета начало 2023 года, вероятно, повлияло на правительственные умы. А может быть, там даже поверили в собственную пропаганду о том, что все уехавшие – враги народа, которые должны быть наказаны. Интересная логика для страны, где в столице есть улица Солженицына, Бунинская аллея, да хоть бы и Ленинский проспект.

По мнению автора (живёт в России, работает в России, никуда не собирается), правительство совершает серьёзную ошибку. Оно фактически подталкивает уехавших, в первую очередь IT-специалистов, о сбережении которых так много говорилось, к работе на иностранные компании.

Наши компании, в свою очередь, подвергаются соблазну работать с зарубежными удалёнщиками «в чёрную».

Легализовывать работу с нашими гражданами, потерявшими резидентство, безусловно, надо, но только на общих основаниях. Понятно, что если гражданин является дезертиром, занимает открытую антироссийскую позицию, но при этом работает на российскую компанию, вопросы могут возникнуть. Но их надо решать точечно, а не обкладывать скромные в среднем доходы удалёнщиков неподъёмным для них налогом.

А лоскутное одеяло Налогового кодекса штопать поздно. Этот документ надо писать заново.

Полная версия