Вспоминаем этапы биографии одного из самых ярких губернаторов нашей необъятной страны. И между строк пытаемся понять необъяснимое, объяснить непонятное.
Губернатор Красноярского канала Александр Усс, кажется, идёт на повышение (хотя есть и вариант почётной отставки). Вот его слова:
На днях у меня состоялась встреча с президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным. Я получил предложение продолжить работу на федеральном уровне.
Безусловно, мы радуемся вместе с красноярцами, но в то же время испытываем некоторые опасения от нового, федерального уровня Александра Викторовича. Но в первую очередь – безграничное удивление.
Согласно закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Только в 2022-м его для ряда категорий подняли до 70 лет. Александру Уссу – 68. Либо его берут на полтора года, либо придётся как-то обходить закон. Что, впрочем, особых затруднений обычно не вызывает.
Хорошо, если речь пойдёт просто о синекуре в Совете Федерации, но о таких переводах обычно столь торжественно не сообщают.
Между тем репутация красноярского лидера крайне неоднозначна. Более того, говорить о ней вообще постепенно стало как-то не принято. Один из авторов крупных материалов про Александра Усса стал иноагентом, экстремистом и клиентом ФСИН. Другое издание как-то выживает, но ставит в начале каждого материала пометку об иноагентстве. Совпадение, конечно, но тревожное.
Поэтому – только позитив. Вспоминаем яркие моменты жизни уходящего губернатора.
Одобрение лесных пожаров, критика борьбы с ними: «Обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно». Автора уморительно смешной переделки легендарного фрагмента из фильма «Бункер» на эту тему вызывали в Следственный комитет, а уже во время СВО закрыли возглавлявшийся им региональный интернет-портал.
Конфликт с краевым аудитором Татьяной Давыденко, которую, по её словам, очень жёстко «прессовали» после разоблачения ряда махинаций с тем же красноярским лесом.
Оскорбление жителей затопленного Канска: «Что вы хотите мне сказать? Права мне качнуть? Я тоже вам сейчас могу качнуть». Впервые в истории крупных природных катаклизмов региональные власти напрямую обвиняли пострадавших в том, что те не застраховали имущество.
Передовые позиции в коронавирусных ограничениях: Красноярский край стал первым в России, где решили ограничить передвижение людей и запретить собрание. За четыре дня до намеченных массовых протестов с требованиями отставки губернатора. Совпадение?
Неясность с первоначальным накоплением капитала: «Занимался бизнесом. Самым разным – от продажи автомобилей до оказания платных юридических услуг», при этом вроде как основной капитал получил от отца, красного директора, приватизировавшего под себя крупное предприятие (всё – со слов самого Усса).
Загадочный подарок на 11,8 млн рублей, полученный им на посту главы краевого Заксобрания в 2017 году.
Попытка скрыть катастрофический разлив топлива под Норильском. Когда Усс признался (или слукавил?) Путину, что узнал о реальной картине только из социальных сетей, президент оборвал губернатора и больше не давал ему слова.
Неестественно широкий образ жизни в командировках за краевой счёт. Да и полёты губернатора обходятся недёшево.
Жизнь Усса тесно связана с одной из недружественных стран. Корни у его необычной фамилии не немецкие, а эстонские, но именно Германия оказалась ему особенно близка. В казённо-советском 1986 году, будучи специалистом по уголовному праву, он умудрился на два года стать стипендиатом Института международного права им. М.Планка в ФРГ (даже Путин тогда работал «всего лишь» в просоветской ГДР), а 27 лет спустя его внук Григорий родился именно в германской столице. С нюансами международного уголовного права в 2020-х годах столкнётся сын Усса Артём, но это уже другая история…
Избрание в 2018 году губернатором с демонстративным отсутствием конкуренции. Два его ноунейм-конкурента через 3 года не смогли избраться даже в Заксобрание края.
До прихода Усса на губернаторский пост край был одним из немногих регионов России с позитивной демографической динамикой, рост на 46 тысяч за 6 лет. Увы, при Уссе начался спад, причём ещё до пандемии. Своему преемнику Александр Викторович сдаст на 30 тысяч жителей меньше, чем получил от предшественника.
Какой портрет мы видим в итоге?
Выходец из очень успешной семьи, благодаря личному успеху считает себя выше общепринятых правил. Находится в отношениях тесного взаимопонимания со структурами Олега Дерипаски и Владимира Потанина.
И как символ всего этого – исчезновение флага России всего через две недели после установки «самого высокого в стране флагштока».
Что-то не то у нас с кадрами, господа…