Звездопад брянских вице-губернаторов: чего ждать Александру Богомазу
Когда двух твоих замов арестовывают, а третьего допрашивают, начинаешь чувствовать себя не слишком уверенно. Губернатор Брянской области Александр Богомаз переживает сейчас не лучшие дни.
Уже третий замгубернатора Брянской области за три дня попал в чистые руки правоохранителей. Правда, Николая Симоненко пока что только допросили и отпустили под подписку о невыезде. Mash сообщает, что он проходит по делу о взятках как свидетель.
Симоненко, зам по строительству, считается одним из кураторов сооружения в регионе оборонительной линии – той самой, которую периодически преодолевают диверсанты. Кроме того, именно он отвечал за строительство брянского Дворца единоборств за 2 миллиарда рублей – сейчас руководители этого учреждения, по тем же данным, массово ушли на больничный.
Эта история ещё явно будет развиваться – возможно, в положительном ключе.
Культура за решёткой
А вот по двум другим направлениям чисток в руководстве области ничего хорошего не ожидается. 51-летняя Елена Егорова (образование и культура) и 53-я Татьяна Кулешова (информационная и внутренняя политика), обе врио вице-губернатора, задержаны, а потом и арестованы на 2 месяца. Арест произведён в Москве, постановлением Басманного суда. Мерой пресечения избран не традиционный для высоких чиновником домашний арест, а СИЗО – по всей видимости, «Печатники» на Шоссейной улице.
Обеих подозревают в получении взяток в особо крупном размере. Издание «Брянский ворчун» сообщает:
По озвученным на судебном заседании следственным данным, Кулешова и Егорова могли погореть на неофициальных отношениях с компанией питерской деловой леди Валентины Автушенко. Та занимается разработкой компьютерного оборудования. Бизнесвумен, настаивает следствие, еще осенью посулила заместительницам губернатора Богомаза через посредников аж 4,4 миллиона. Деньги должны были помочь получить доступ к госконтракту на поставку ноутбуков на сумму свыше 88 млн рублей для образовательных учреждений региона.
Конечно, тут неточность: никакого оборудования Валентина Юрьевна, также заключённая под стражу на два месяца, к сожалению для нашего импортозамещения, не разрабатывает – принадлежащие ей компании просто торгуют, в том числе компьютерной техникой. Но в целом описанная журналистом схема с контрактом-откатом знакома всем – её, наверное, уже можно назвать одним из символов России наряду с холодом, водкой, матрёшкой и автоматом Калашникова.
Научные совпадения
Когда сразу три заместителя губернатора становятся фигурантами уголовных дел, неизбежно возникают вопросы и к самому главе региона. Можно ли доверять руководителю, совершающему такие кадровые ошибки?
Неудивительно, что Александр Богомаз сейчас находится в прицеле внимания журналистов и, возможно, людей из более компетентных органов. Чиновнику могут припомнить мелкие провинности в прошлом или найти что-то крупное в настоящем.
А поскольку о безгрешных губернаторах у нас со времён Гавриила Державина не слышали, можно попытаться предположить, в каком направлении будут «копать».
Вот грешок почти несомненный, но мелкий. Кандидатские диссертации Александра Васильевича и его жены Ольги с длинными названиями «Сравнительная эффективность технологии возделывания различных сортов картофеля на серых лесных почвах юго-западной части центрального региона России» и «Формирование урожая и качества клубней сортов картофеля, пригодных к промышленной переработке, на юго-западе центрального региона России», кажется, написаны не слишком самостоятельно: в обеих обнаружены массовые заимствования. Самый пикантный момент – защитившаяся на два месяца позже Ольга Богомаз включила в свою диссертацию семь страниц труда мужа, но скромно не указала его в списке источников.
Даже серьёзное расследование здесь особыми санкциями не грозит. На нашей памяти только федеральный замминистра здравоохранения Сергей Краевой пострадал от собственного плагиата – его лишили (точнее, «сам отказался») учёной степени и освободили от должности по собственному желанию. Вскоре он стал первым заместителем генерального директора Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью (ЦСП) ФМБА России.
Так себе наказание.
Картофельная династия
Поэтому фокус внимания смещается на дела семейные.
Семья губернатора, кажется, живёт на средства его супруги: сам он заработал в 2021 году 5,2 млн руб., а вот его жена – 390 млн руб. Это, правда, антирекорд последних лет: в 2019 году было 1,38 млрд, в ковидном 2020-м – 979 млн.
Колоссальные земельные угодья и разнообразная недвижимость также записаны в основном на Ольгу Александровну. В 2021 году она была признана самой богатой супругой главы региона в России. «Москоу Пост» приводит мнение о том, что семья превратила область «фактически в семейную ферму».
Например, ООО «Меленский картофель» показало в 2021 году выручку 4,8 млрд рублей и чистую прибыль 2,2 млрд рублей – отметим в качестве плюса, что гораздо чаще приближенный к власти бизнес показывает практически нулевую прибыль для минимизации налогообложения.
Интересно, что в 2020 году из капитала «Меленского картофеля» вышли сыновья губернатора Михаил и Роман. Подготовка к политической карьере? Кандидат наук Михаил (разумеется, тема диссертации – картофелеводство) уже был избран главой Стародубского района Брянской области, но поскольку его отец был тогда врио губернатора, отказался от должности. А вот Роман изменил семейной картофельной традиции – защитился в 2016 году по теме «Совершенствование элементов интенсивной технологии возделывания озимой пшеницы на юго-западе Центрального региона России».
Немного по мелочи
Припоминают Богомазу и выборочную заботу о бизнесе. В 2018 году в Брянске закрыли крупный ТРЦ «Тимошковых» – нашли ряд нарушений, которые теоретически могли привести к повторению трагедии «Зимней вишни» в Кемерове. Работники и арендаторы вывесили тогда на здании баннер «1000 человек встречают праздник труда безработными». Попытки устранить нарушения ни к чему не привели, суды идут до сих пор. В то же время другие аналогичные ТРЦ неподалёку чувствуют себя прекрасно.
При этом Богомаз напрямую бросил Николаю Тимошкову обвинение во взяточничестве, хотя предприниматель никогда не был осуждён по этой статье. Тяжба Тимошкова с областными властями тянется до сих пор, и там явно что-то личное.
Главный аргумент против губернатора просто и бесспорен: с 2014 года, когда Богомаз де-факто возглавил область, её население сократилось на 90 тыс. человек – 7,5%. И это несмотря на приток мигрантов! Сокращается и инфраструктура для жизни. По ранее опубликованным данным «Брянских известий», с 2010 по 2018 годы без всяких обстрелов регион лишился 229 средних учебных заведений, в значительной части – в губернаторство Богомаза.
Оптимизаторский раж коснулся и медицины. В разгар пандемии коронавируса Богомаз предложил закрыть поликлиники как рассадник заразы, а принимать пациентов – главным образом пенсионеров – в онлайн-формате. Здравый смысл победил: ограничились «частичным закрытием».
* * *
62-летний политик – редкий в нашем истеблишменте губернатор «от сохи», да ещё и возглавляющий родной для себя регион. Наверное, его и впрямь можно обвинить в «приватизации области», но при патерналистском настрое нашего народа это не выглядит серьёзным обвинением.
То, что в период приграничного обострения и спецоперационных забот он проглядел шалости приближённых, тоже, в принципе, объяснимо.
Но копать под него сейчас будут очень серьёзно. Претендентов на брянский трон – тьма. К слову, предшественник Богомаза Николай Денин отправился с этого трона прямиком в места лишения свободы – четыре года за злоупотребления полномочиями.
Тревожный прецедент.