Подайте на торговлю рисом: кто и зачем распускает слухи о подорожании
Сельское хозяйство – занятие одновременно благородное и рискованное. Что может быть важнее, чем накормить людей – и что более непредсказуемо, чем погода или мудрые решения очередного партийного пленума? Впрочем, рыцари трактора и комбайна тоже не лыком шиты
Производители риса в России уведомили торговые сети о скором подорожании своего товара на 10-30%. Причиной называют аварию на Фёдоровском гидроузле в 2022 году. Гидроузел обеспечивал значительную часть рисовых полей в Краснодарском крае, и посевные площади пришлось существенно сократить. По сравнению с 2021 годом урожай уменьшился на 24%, до 650 тыс. тонн. Учитывая, что из тонны сырья получается примерно 600 кг сухого риса, этого недостаточно для покрытия спроса, составляющего в России примерно 600 тыс. тонн в год (4 кг на человека).
А законы рынка никто не отменял: дефицит означает дороговизну.
Но реален ли этот дефицит?
Кто виноват?
Ретейл подтверждает факт запросов поставщиков, но не торопится переписывать заключённые на год договоры. Более того, торговцев поддерживает Национальный рисовый союз, руководство которого полагает, что при действующем запрете на экспорт для внутреннего спроса риса более чем достаточно (выше мы показали, что это, возможно, не так). В Минсельхозе также не видят никаких причин для роста цен.
Производители отвечают, что валовой сбор ещё не показатель: из-за дефицита влаги рис низкокачественный, большой процент выбраковки. А поскольку нести убытки аграрии уже отвыкли, то проблемы должны быть переложены на покупателей. Понятно, что хотелось бы взыскать ущерб с виновника аварии, но дело о превышении должностных полномочий пока что находится в суде, да и взыскать десятки миллиардов рублей с замдиректора ФБГУ «Управление «Кубаньмеливодхоз» будет весьма проблематично.
Считаем деньги
По данным Росстата, с начала 2023 года рис вообще не подорожал – цена колеблется в интервале 1%, слегка снижаясь. А вот за 2022 год средняя цена выросла сильно, куда выше инфляции – на 23%, с 90 до 111 рублей за килограмм, на пике было и 115. Понятно, что часть этого подорожания ушла в карманы ритейла, но и закупочные цены выросли. Разумеется, торговцы уверяют, что вина целиком лежит на производителях: «Сети как могут сдерживают рост цен на полке», – заявил один из собеседников «Коммерсанта».
Аргументация у торговцев есть. Действительно, с середины марта 2022 года розничная стоимость риса выросла на 13%, а оптовая – на 24%. Но вызвано это было лишь панически спекулятивным ростом цен в рознице после объявления СВО – в ожидании определённости перекупщики попросту не отгружали товар со складов. Как только вежливые чиновники объяснили им, что так поступать нельзя, цены стабилизировались.
В целом на каждый процент роста цен в опте розница отвечает своим процентом. Сейчас из каждых 100 рублей проданного в магазине риса производителю достаётся примерно 55 рублей, и это ещё хороший расклад.
Что происходит?
Вообще, очевиден парадокс.
С одной стороны, дорожает в России всё, кроме человеческой жизни.
С другой стороны, 9 из 10 анонсов о скором подорожании чего-либо оказываются ошибочными или заведомо недостоверными. За последние годы мы можем вспомнить сообщения о подорожании хлеба, молока, яиц, свинины и так далее – но цены на эти и другие продукты росли прежними темпами, более-менее синхронно с инфляцией. Напротив, реально быстрые, аномальные подорожания чаще всего происходят без предварительного уведомления.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что если о повышении цен заявляют все крупные производители, причины могут быть объективными, но это означает лишь то, что он ничего не слышал о лоббировании и картельных сговорах.
Читайте также
Главная цель заведомо бесплодных уведомлений о подорожании и публикаций в СМИ состоит в том, чтобы обратить внимание государства на отрасль и выбить для неё дополнительные льготы или субсидии.
В конце концов, есть дешёвый индийский рис – там собирают два урожая в год, а общий объём сбора в 150 раз превышает российский.
Рис и так дорожает в России быстрее большинства других продовольственных товаров, и, при всём уважении к производителям (которым действительно выкручивают руки торговцы), новый виток роста был бы откровенным неуважением к народу. А заодно и пресловутым раскачиванием лодки, на которую и так надвигается пресловутый девятый вал бюджетного дефицита