У Московской области очень странный министр здравоохранения. И методы лечения у него какие-то своеобразные. И партнёры интересные.
Закрывают или реформируют?
Любопытную петицию можно прочесть на делаверском сайте Change.org – к сожалению, этому ресурсу у нас доверяют больше, чем государственным российским аналогам.
Почти 50 тысяч человек подписали протест против закрытия Дома ребёнка в подмосковном Фрязине – почти столько же, сколько людей живут в этом городе.
Официальная позиция – никакого закрытия нет, просто немного меняется структура. Но эти отговорки рассчитаны только на людей, которые знают ситуацию извне. Внимательное прочтение показывает, что суть учреждения полностью меняется, а объёмы помощи будут сокращены до издевательски малых.
Между тем Специализированный дом ребёнка по сути много лет был реабилитационным центром для детей с психоневрологическими нарушениями. Для которых в России делается крайне мало, издевательски мало, а цены на поддержку и реабилитацию грабительски высоки.
Не чуждые министру
«Открытый в 1941 году Дом ребёнка во Фрязино Московской области, выживший в годы Великой Отечественной войны, не устоял под пятой чиновничьего произвола», – пишет Moscow Post, традиционно сгущающее краски. Госучреждение, ставшее за эти годы также специализированным реабилитационным центром для особенных детей, куда на реабилитацию везут детей из соседних городов и сел, переформатируется под более удобный чиновникам формат с очевидным сокращением расходов.
И разворачивается вокруг этого крайне неприглядная история.
Например, связанная с тем, что у близкого (пусть и бывшего) бизнес-партнёра министра здравоохранения Московской области Алексея Сапанюка есть бизнес в области платной медицины… в том же самом Фрязине.
Совпадение?
«Непонятные структурки Путина»
Но почему тогда министр теряет мужской облик, когда речь заходит о Доме ребёнка? Алексей Сапанюк совершенно оскорбительным образом высказался об особенных детях и их родителях:
Это не дети, требующие медицины. Более того. Да, наверно, удобно родителям, не устраивая ребенка в детский сад, иметь под боком какое-то такое… вот, я даже не хочу менять слова и подбирать, нечто какую-то такую структурку, очень непонятную.
Стремясь защитить родителей от несправедливых упрёков «Москоу Пост» пишет, что министр «родителей обвиняет чуть ли не в использовании центра как места передержки на время прогулки по магазинам». Между тем ничего плохого в том, что кто-то – да, за государственный счёт, тем более что на деле это счёт страховой медицины – посидит с проблемным ребёнком, пока мать ходит по магазинам, нет. Если вам приходилось воспитывать детей с ментальными нарушениями, вы понимаете, какой это ад и подвиг, и кого может возмущать желание на пару часов вырваться из такого невольного служения?
Сапанюк об этом ничего не знает. Судя по его словам и действиям, он хотел бы, чтобы дети с особенными потребностями просто исчезли бы – ну, там, как в Спарте, понимаете? Простите, а вы точно министр здравоохранения?
Это хуже, чем оскорбление, – это глупость.
Более того, слова министра можно трактовать и как несогласие с государственной политикой. Фактически Сапанюк заявил, что президент Владимир Путин одобряет и поддерживает «непонятные структурки». Вот, например, президентский фонд с личного – мы подчёркиваем! – согласия Путина выделяет значительные средства Тамбовскому специализированному дому ребёнка – такому же по предназначению, как и во Фрязине.
Алексей Иванович, если президент России поддерживает «непонятные» вам «структурки», может быть, вам нужен какой-то другой президент? Мы знаем, вы читаете эту статью – ответьте, пожалуйста, не дожидаясь официального запроса.
Что имели – не хранили…
А теперь процитируем петицию. Преувеличений в ней нет:
Это ДЦП, аутизм, синдром Дауна и другие тяжёлые заболевания! Это центр с прекрасным оснащением, великолепными специалистами, хорошим зданием был много лет родным и надёжным помощником деткам и родителям в борьбе с болезнями. По итогу работы этого центра многим детям снимали инвалидность! Сейчас они могут жить полноценной жизнью! В этот центр едут дети из соседних городов и сел, даже из Королева! Потому что этот центр уникален. Это целая семья, команда.
Была семья. Была команда. Новым директором центра назначена Лира Овезова – бизнесвумен, имеющая среди своих партнёров… опять же владельца платной клиники!
Совпадение?
Министр и его Лира
По данным Rusprofile и List-org, прежде чем перейти на государственную должность, исключающую наличие бизнес-интересов, по 15 апреля 2019 года Сапанюк был владельцем доли в ООО МЦ "Красота и Здоровье" в том же самом Фрязине. Основной вид деятельности – общая врачебная практика. «А долго ли ассортимент услуг расширить до тех, которые были в доме ребёнка? Тем более, как говорят, оборудование реабилитационного центра в доме ребёнка пойдёт на списание», – делают логичный вывод скептики.
Новый директор центра, де-факто ликвидатор Лира Овезова – тоже предпринимательница. Ей принадлежит 25% ООО «Главмедпродукт». Что не мешает ей быть руководителем государственных учреждений – директор не министр. «Главмедпродукт» получает госконтракты на многие миллионы в Московской области, а часть прибыли идёт главврачу госучреждений (ещё ГБУЗ МОС «Центр медицинской и социальной реабилитации детей» в Малаховке) в той же Московской области. Регион про́клятый, что ли?
Сам по себе «Главмедпродукт» довольствуется относительно скромными суммами, но партнёры Овезовой по этому бизнесу Юрий Угримов и Александр Ковайкин владеют также ООО «Медицина+», с которым всё ещё интереснее. Один из крупнейших закупщиков «Медицины+» – Дзержинская городская больница, которую до недавнего времени, опять же, возглавляла Овезова. Нет, закон не нарушен, контракты были заключены до прихода Овезовой на высший пост, но как-то очень много совпадений с ключевыми точками в Дзержинском и Фрязине.
Само по себе назначение бизнес-ориентированной леди на пост главы сразу двух очень специфических учреждений (в Малаховке и Фрязине) тоже говорит о многом.
Сети Агекяна
Ещё одна интересная фигура, ещё один герой этой некостюмированной драмы, – член попечительского совета Дома ребёнка, местный депутат-единорос и очень известный во Фрязине человек Григор Агекян. Да-да, тот самый уроженец Еревана, который в 2016 году, по данным ТАСС, вместе со своими охранниками напал на первого замглавы города Фрязино с боевым огнестрельным оружием и угрожал физической расправой. Власти города, видите ли, посмели распорядиться о демонтаже рекламных конструкций будущего слуги народа.
Кроме того, Агекян контролирует строительную группу «Гранд». И тоже очень любит платную медицину.
Есть такое ООО «Медицинская корпорация», 50% которого контролирует Екатерина Александрова, а остальные доли принадлежат Фидану и Эрнсту Оганесянам. Фидан Самвелович имеет доли ещё в нескольких платных клиниках: ООО «Медком», ООО «Клиника №1» и ООО «Формула Здоровья». Все компании – поставщики по госконтрактам, в том числе услуг для… Дома ребёнка во Фрязино.
Казалось бы, при чём тут Агекян?
Да в том, что Екатерина Александрова директорствует сразу в нескольких его фирмах. ООО «Интерпромторг», ООО «Щёлково», ООО «ПСВ», ООО «Специализированный застройщик "Спутник"» и так далее. Удивительно трудолюбивая женщина!
Хитросплетения бизнес-связей в небольших городах, особенно с участием диаспор, – увлекательнейшая вещь. Куда ни кинь, попадёшь на знакомые лица. Вот Агекян партнёрствует с Кущенко, Кущенко соучреждает кооператив с Бухариным, а Бухарин – тот самый гендир и нынешний единоличный учредитель «Красоты и здоровья», бывшего бизнеса нынешнего министра!
У попа была собака...
* * *
Дети? Какие такие больные дети и их замотанные родители? Убрать все непонятные структурки, отчитаться об оптимизации и предоставлять те же самые услуги за огромные деньги.
Звучит как план.