Отчёт об исполнении бюджета за минувший январь пугает: радикальный спад доходов сопровождается ещё более решительным ростом расходов. Не кончается ли у нас запас прочности? Минфин утверждает, что нет.
Плохо или ещё хуже?
«Потолок цен» на российскую нефть, введённый в декабре 2022 года, похоже, заработал сразу. Минфин опубликовал жутковатую статистику: федеральный бюджет по итогам января 2023 г. исполнен с дефицитом в 1,76 трлн руб. Это абсолютный рекорд "минуса" по отдельно взятому месяцу – более того, за целый год результаты обычно лучше.
По сравнению с январём 2022 года нефтегазовые поступления сократились практически вдвое – точнее, на 46%. «Это связано со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объёмов экспорта природного газа», – аккуратно поясняет Минфин, стараясь не употреблять слово «потолок».
Остальные, не нефтегазовые доходы также оказались ниже, чем в январе 2022 г., – на 28%.
В общей сложности бюджет получил около 1,4 трлн руб., а израсходовал более 3,1 трлн, констатируют «Ведомости». Впечатляющее расхождение. Общие доходы сократились на 35%, расходы выросли на 59%. Очевидно, что долго такая жизнь не по средствам продолжаться не может, мы не США, способные рисовать себе какой угодно государственный долг.
И это ещё не всё. На самом деле реальный дефицит ещё больше. Дело в том, что в январскую отчётность Минфин «в целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов» вписал доходы, которых на самом деле не было – единый налоговый платёж (ЕНП), который в этом году уплачивается до 1 февраля. Хотя эти деньги уже записаны в доходы, на самом деле кассового исполнения пока нет: не все деньги получены и тем более распределены по бюджетам.
Всё хорошо, прекрасная Россия
В чём же причина такого обескураживающего начала года?
В 2023 году министерства и ведомства взяли с места в карьер. Если раньше существовала проблема освоения средств (часть выделенных на различные программы так и оставались в бюджете), то сейчас работа закипела с января. Если год назад за январь было освоено 8% намеченных на год трат, то сейчас уже 11% (3,1 из 29,0 трлн). Заключено и авансировано множество контрактов – то есть январские расходы по сути растянутся на весь год, обеспечивая лучшую динамику другим месяцам (в терминологии Минфина – «более равномерное кассовое исполнение расходов бюджета в течение года»).
И всё же когда за первый месяц тратится почти 60% всего намеченного на год дефицита – это, согласитесь, впечатляет. Но ещё больше впечатляют риторические ухищрения, с помощью которых Минфин пытается сообщить нам, что чёрное это белое, свобода это рабство, а незнание, разумеется, сила:
В совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня это обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность России.
Жизнь в долг с использованием ранее неприкосновенного запаса, оказывается, «обеспечивает устойчивость» и «укрепляет стабильность». Нобелевскую премию по экономике этим господам, пожалуйста!
Война за бюджет
Предыдущий, 2022 год выдался крайне сложным для федерального бюджета: при запланированном профиците 1,3 млрд мы получили дефицит 3,3 млрд руб., «ошибка» почти на 5 миллиардов! Очевидно, главу Минфина Антона Силуанова не проинформировали о грядущей спецоперации. Разницу пришлось гасить займами и средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В 2023 году Фонд станет основным источником финансирования дефицита – все заложенные в Законе о бюджете 2,9 трлн руб. планируется погасить из него. 2,9 трлн – это почти половина оставшихся ликвидных активов ФНБ. Достаточно сказать, что в январе ФНБ впервые продал часть золота – 3633 кг драгоценного металла были реализованы как раз для погашение дефицита государственного бюджета.
С одной стороны, можно понять желание Минфина делать хорошую мину при сомнительной игре: во время спецоперации действительно не стоит раскачивать лодку. С другой стороны, есть ощущение, что эту «хорошую мину» всерьёз воспринимают не только благодарные читатели, но и руководство весьма высокого уровня. От замалчивания проблемы она не исчезнет: если «адская» часть санкций затянется надолго, дефицит российского бюджета придётся покрывать только с помощью займов, причём под весьма невыгодные проценты (доступ к длинным дешёвым западным финансам для нас закрыт).
Кажется, судьба российского бюджета будет решаться не в кабинетах Минфина, а в дипломатических переговорах и на полях спецоперации.