Год без новых станций: что не так в московском метро
Оглашены результаты деятельности столичного метростроя за 2022 год. Одна важная традиция нарушена, зато другая соблюдена. Получилось интересно.
Станций стало меньше
Впервые за время работы Сергея Собянина в Москве за год не открыта ни одна новая станция метро – сдача девяти станций Большой кольцевой линии, анонсированная на 2022 год, перенесена на I квартал 2023-го. В официальном отчёте этот позорный – с учётом колоссальных денежных вливаний – факт тщательно замаскирован. До этого в XXI веке новые станции не открывались только в 2004 году.
Более того, из-за протечек в тоннеле на полгода закрыт участок «Автозаводская» – «Орехово» на Замоскворецкой линии: это самое крупное долговременное закрытие в истории московского метрополитена – даже во время Великой Отечественной так надолго движение не останавливали. Впервые в конце года работающих станций стало меньше, чем в его начале.
Впрочем, открылись две станции, которые не функционировали полтора-два года – «Новослободская» Кольцевой и «Рижская» Калужско-Рижской линий.
А в чём же состоит сохранившаяся традиция? В том, что ни одна станция не сдаётся в заранее намеченный срок. А штрафные санкции со стороны города по отношению к подрядчикам при этом, как правило, не применяются. Но сдвиг открытия сразу девяти станций – своего рода рекорд. Никогда ещё все заявленные станции не переносили на следующий год.
Из перечня сделанных работ – технические пуски на трёх участках Большой кольцевой линии (вместо рабочих пусков на девяти участках); проложен тоннель до будущей станции «Внуково» (в аэропорт на метро – это очень круто); открыт второй вестибюль «Окружной» на Люблинско-Дмитровской линии; пройдено 15 км тоннелей; идёт строительство ряда депо.
На 2023 год, помимо упомянутых девяти станций Большого кольца, запланирована также сдача «Яхромской», «Лианозова» и «Физтеха» на Люблинско-Дмитровской линии, «Пыхтина» и «Внукова» Солнцевской линии. Посмотрим в конце года, удастся ли выполнить эти обещания.
Пробелы в диаметрах
На Московских центральных диаметрах мы также видим существенные срывы сроков. Для этого достаточно сравнить планы на 2022 и 2023 годы – ряд объектов в них совпадает, как это регулярно происходит и с классическим метрополитеном. Наиболее крупные задержки – реконструкции «Лесного городка» на МЦД-4 и «Тимирязевской» на МЦД-1.
Заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони в ноябре 2022 года говорил:
Мещерскую должны были открыть в ноябре – открываем. Также на декабрь запланировано открытие еще и Минской и Переделкина. Все идет по плану. Хочу сказать также, что в этом году стараемся сделать задел на следующий, потому будут не только плановые показатели этого года выполнены, но и сделано чуть больше, с тем чтобы следующий год стал для нас годом уверенного запуска третьего и четвертого диаметров.
Возможно, транспортный чиновник чего-то не договаривает. По крайней мере «Лесной городок» был открыт только в самом конце января 2023 года. Та же судьбы у «Очакова». А многострадальная «Тимирязевская», которую планировалось полностью открыть ещё в 2021 году, до сих пор находится в состоянии реконструкции.
Но это, конечно, детские игры по сравнению с Некрасовской линией, конечную станцию которой, «Некрасовку», планировали открыть ещё в 2015 году, продали под эти посулы квартиры в жутких человейниках района и затянули с открытием аж до лета 2019 года.
Молчание – золото?
Обладая практически бесконечными бюджетными ресурсами (по размеру доходов, 50 млрд долларов в год, Москва попала бы в топ-50 государств мира), столица, однако, не в состоянии справляться с собственными амбициозными планами. Понятно, что по ним сильно ударил коронавирус, а за ним и СВО. Тут и частичный отток гастарбайтеров, особенно тех, кто поспешил получить российский паспорт. И подорожание стройматериалов, вызванное эхом санкций (сами материалы у нас российские, но вот оборудование для их добычи и производства – увы). И перераспределение расходных частей бюджета, в том числе на поддержку москвичей, участвующих в спецоперации.
Но, наверное, обо всём этом можно было сказать налогоплательщикам прямо, а не маскировать срывы сроков перечислением успехов.
Или в мэрии опасаются, что федеральное правительство, члены которого на метро не ездят, задумается о качестве управления бюджетными средствами и об особенностях спайки мэрии с её подрядчиками?
* * *
Понятно, что Москва вправе сама распоряжаться своими доходами, что она выгодными налоговыми условиями привлекает бизнес и в результате собирает ещё больше налогов. Но всё-таки грустно, что из года в год, кроме, повторимся, 2022-го, Москва строит в несколько раз больше станций и тоннелей метрополитена, чем вся остальная Россия вместе взятая. Это, безусловно, идёт против национальных интересов России, подразумевающих равномерное расселение людей по стране от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Москва берёт у России лучшее и ничего не даёт взамен. Это нездоровое положение вещей, усугубляющееся с каждым годом.
Может, для начала обязать уже столицу выплачивать компенсацию родным регионам переехавших в Москву специалистов?