"Лётчики" против "космонавтов": Увлекательная история новой застройки в Москве
Пять с половиной миллиардов – и вы застройщик вкусного участка в Новой Москве, рядом со строящимся метро. Но чужих здесь не ждут: проект достанется избранному.
99% счастья
1 марта в Москве состоятся торги по четырем лотам – правам застройки транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), к которым почему-то прилагается квота на возведение жилых и деловых зданий. Наиболее вкусный лот – 99% в ООО "Щиброво", которое будет застраивать ТПУ "Мамыри" в Новой Москве на пересечении ул. Адмирала Корнилова и Калужского шоссе, где вскоре появится станция метро "Корниловская" Троицкой (Коммунарской) линии.
Всего за 5,59 млрд руб. можно будет возвести не только пересадочный узел, но и жилой комплекс на 180 тыс. кв. м, и офисно-торговые площади более чем на 40 тыс. кв. м. Неудивительно, что этот лот почти в 10 раз дороже, чем три остальных вместе взятых, на которых мы и останавливаться не будем.
Торги будет проводить подконтрольное мэрии АО "Мосинжпроект", которое предусмотрительно ограничило список возможных участников. Хотя и не слишком жёстко: под критерий "общий объём ввода жилья не менее 250 000 кв. м и выручка за три года не менее 6 млрд руб." подпадают несколько десятков компаний. Но опыт подсказывает, что соревноваться будут лишь несколько игроков – причём победителя определят, возможно, ещё до торгов.
"Мосинжпроект" – это зона влияния вице-премьера Марата Хуснуллина, который рассадил своих людей по всем ключевым точкам московского стройкомплекса. И журналисты Moscow Post полагают, что "проектировщики" сумеют подобрать самого удобного для себя застройщика.
Почему в проекте продаётся лишь 99%? Потому что 1% в ООО "Щиброво" за собой сохраняет ООО "МИП-Актив", который строит поблизости метро. "Актив" этот принадлежит "МИП-Строю", а тот, собственно, на 99% – "Мосинжпроекту" и на 1% – "МИП-Активу". Такая вот, простите, шизофрения с перекрёстным владением. Генеральные директоры – сплошь выходцы из Татарстана.
"Никто не соответствует критериям"
Но вы плохо знаете столичный стройкомплекс, если думаете, что всё тут понаверчено как попало. "МИП-Актив" и "МИП-Строй", дочка и мама друг дружки, совместно (соответственно на 99% и 1%) владеют ООО "МИП-Строй №1". А это предприятие вполне может быть знакомо читателю – оно активно занимается метростроем (из относительно свежего – "Окская", "Юго-Восточная", ТПУ "Нижегородская") и не только: именно "МИП-Строй №1" строит распиаренный Национальный космический центр – и, по оценке Moscow Post, "не могут достроить вот уже несколько лет".
Вынуждены не согласиться с уважаемыми коллегами: концепция амбициозного проекта утверждена в самом конце 2019 года – уже не тянет на долгострой, особенно если учесть, какие интересные вещи начали происходить сразу после этого утверждения (ковид, СВО). Пишут, что сейчас Центр готов на 90% – не стыдно. Так что с этой стороны журналистам подкопаться под "Мосинжпроект" и его весёлую семейку не удалось. Казалось бы.
Но есть и другая претензия, поинтереснее. В 2019 году "Минскметрострой" просил ФАС возбудить дело в отношении "Мосинжпроекта" за то, что тот распределяет подряды в пользу собственных "дочек". Действительно, "Ведомости" пишут:
Антиконкурентное соглашение, на которое жалуется компания, заключено в 2013 г., когда "Мосинжпроект" выиграл крупнейший тендер Московского метрополитена на сумму 573 млрд руб. Этот единственный лот объединял строительство всех станций, включенных в программу развития московского метро до 2020 г. В конкурсе, обращает внимание "Минскметрострой", не смогли принять участие другие участники рынка – никто не мог соответствовать заявленным критериям.
Безусловно, строительство метро – дело ответственное и кому попало доверить его нельзя, но при полном отсутствии конкуренции не удаётся хоть немного сбить цену, а значит, городские деньги осваиваются по максимуму. Выгодно ли это "Мосинжпроекту"? Формально нет, потому что зарабатывают "дочки", "внучки" и другие "родственники" городского монополиста. Выгодно ли это городу? Нет. Так или иначе, "МИП-Строй №1" получил по десяткам контрактов от своей "прабабушки" не менее 25 миллиардов рублей.
Удивительный "МИП-Строй №1"
И всё бы ничего, но при этом, обращают внимание журналисты, "МИП-Строй №1" давно сидит на "предбанкротных показателях". Это правда: согласно Rusprofile.ru, счета космического застройщика заблокированы налоговыми органами, в отношении 107 объектов её имущества введены обеспечительные меры.
И вишенка на тортике: гендир девелопера Константин Маслаков ранее носил фамилию Григорьев – и, по данным Moscow Post и "Известий", в 2017 году был судим в Астрахани за хищения – два года условно.
Неожиданный поворот, не правда ли? Более того, и в самом "МИП-Строе №1" могут поддерживаться соответствующие традиции: в распоряжении The Moscow Post есть документы из прокуратуры, согласно которым в компании якобы были хищения, но до приговоров дело не дошло (виновные не установлены).
Это действительно интересно. Если в компании, выполняющей важнейшие госзаказы, связанные с жизнью людей (метро – транспортный объект повышенной опасности), происходят подобные вещи, как можно доверять качеству её работы?
Сложно.
В 2020 году в структурах будущего "предбанкрота" Следственный комитет выявил десятки нарушений Трудового кодекса, а "заодно" обнаружил, что:
Первая проверка (по признакам мошенничества) связана со строительством электродепо "Саларьево"… После выполнения работ выяснилось, что один из участков подпорной стены выполнен с многочисленными нарушениями требований проектной и исполнительной документации, в том числе отсутствуют не менее 100 двутавров, общая стоимость которых составляет более 10 млн рублей…
Собственно, в период этой проверки Маслаков и возглавил компанию, тогда же прошли массовые увольнения сотрудников. Результат расследования: в 2022 году Григорьев-Маслаков получил премию с говорящим названием "Rепутация" в сфере строительства и недвижимости…
"Космонавты" против "лётчиков"?
Но мы с вами, кажется, слишком далеко ушли. Вопрос: получит ли доверенная Маслакову структура вкусный подряд в Мамырях? И если нет, то кто сможет ей помешать?
Коллеги называют основного конкурента – это знаменитый "Самолёт" клана Воробьёвых, в который входит и действующий губернатор Московской области. Строительство пройдёт, правда, на территории, которую один из предшественников Андрея Воробьёва Борис Громов отдал Москве, то есть не на "родной" территории "Самолёта". Однако совсем недавно в число крупных акционеров подмосковного застройщика вошёл легендарный Год Нисанов (группа компаний "Киевская площадь"). А как раз рядом с будущим ЖК уже сейчас находится "Фуд Сити", принадлежащий именно "Киевской площади". Такой вот интересный узелок.
Казалось бы, что с того? ТПУ и ЖК всё равно будут построены, и так ли важно простому человеку, сделает это олигархическая верхушка или малоизвестные банкроты?
Но нам важно, чтобы хоть что-то в этой жизни делалось честно. Коль скоро мы сформировали подобие рыночной экономики, было бы досадно добивать её прямыми командами из вице-премьерского или губернаторского кресла. И уж тем более подвергать риску граждан, вынужденных пользоваться сооружениями от мастеров недоделок и хищений.
INFOX будет следить за выбором подрядчика и дальнейшими событиями.