Москва
23 ноября ‘24
Суббота

«Лубянский гример» как шкатулка с секретами

Новый спектакль Эдуарда Боякова поразил зрителей.

Понятно, что после всех громких мхатовско-немхатовских историй заявленный создателем теперь уже «Нового театра» Эдуардом Бояковым сотоварищи иммерсивный спектакль «Лубянский гример» (он же «Тупейный художник» Лескова) ждали.

Кто-то – чтобы разгромить постановщика, кто-то – чтобы полюбопытствовать, как вжился театр в интерьеры восстановленной старинной усадьбы Салтыковых-Чертковых, кто-то, чтобы действительно посмотреть и понять.

Фото: Алёна Август

А посмотреть есть что. Иммерсивные спектакли давно не новинка для столицы, но надо понимать, что сама конструкция такого спектакля редко позволяет актерам, что называется, уйти в глубину образа, а зачастую и удержать смысловую линию (театр все-таки – это про «ради чего»), здесь же – явная попытка за формой не потерять содержания.

Четырьмя тропами по завораживающим (это правда!) интерьерам усадьбы зрители приходят в главный зал на спектакль крепостного театра, представляемый самому императору.

Фото: Алёна Август

Жизнь в усадьбе при этом идет своим чередом, и это бытование обрамляет сюжет в попытке сделать реалистичность более выпуклой. Без сомнения, постановка только начинает дышать, и мне не вполне хватило, например, провинциальности говоров и движений. Но это – вкусовое.

Каждая линия зрительского путешествия наполнена своим содержанием, но общая суть заложена также многослойная. Это и романтическая история любви гримера Аркадия и крепостной актрисы Любови Анисимовны – как положено, со смертями и открытиями, признаниями и побегами, погонями, наказаниями и испытаниями. Это и историческая линия создания независимого театра в России царских времен – интересно, что здесь личного вложено Бояковым? Это и патриотическая линия – ради этого даже слегка изменена концовка, и провинившийся, уведший, даже выкравший, у графа К. намеченную на роль фаворитки актрису Аркадий отправляется на войну. И тут явно аналогии со временем настоящим.

Фото: Алёна Август

Все это – сюжет через диалоги и взаимодействие, синхронность света, звука, мельтешения второстепенных персонажей, выстраивание сцен, антураж каждой локации, мягкое сопровождение администраторов, выряженных в мантии и парики, учет места для зрителей – сложной сборки волшебная шкатулка.

Фото: Алёна Август

Но не заигрывание. Потому что в финале на прекрасном вокале Таисии Краснопевцевой слезы льются настоящие. Это правда.

Думаю, для кого-то такое путешествие в театр станет открытием, что театр вообще есть не только в антрепризных комедиях и эпатажных экспериментах. И эта шкатулочка каждый раз будет открывать новые секреты, смыслы, мысли, звать в новое путешествие. Не только для новичков в театре, но и тех, кто избалован многим. Попробуйте. Окна «Нового театра» в старинной усадьбе волшебно светятся каждый вечер.

Полная версия