Москва
3 января ‘25
Пятница

Мярикяновская трагедия: за дело или за деньги в Якутске судят известного бизнесмена?

Бывший застройщик, ныне подсудимый Михаил Мярикянов обвиняет главу Якутии Айсена Николаева в отжимании бизнеса. Зачем Николаеву заводы Мярикянова, не очень понятно, но дело и впрямь выглядит странно.

Строили, строили и не достроили

С 2016 года тянется тёмная история, связанная с уголовным делом якутского бизнесмена Михаила Мярикянова. Именно тогда правоохранительные органы всерьёз занялись им и его фирмой ООО «Северная строительная компания» (ныне банкрот). При этом строительная компания в топ-5 крупных застройщиков Якутии, и возводила не только жилые комплексы, но и объекты гражданской инфраструктуры: детские сады, школы и так далее.

Издание «The Moscow Post» уже публиковало журналистское расследование на эту тему в 2021 году. И вот бизнесмен снова обратился к редакции интернет-издания за помощью.

Суть претензий предпринимателя такова:

С 2016 года против меня, предпринимателя и генерального директора ООО «Северная строительная компания» было возбуждено уголовное дело. Компания входила в 5 крупных застройщиков Якутии. Строила школы, детские сады, жилые кварталы: более 7500 семей получили новые квартиры в добротных домах. Уголовное дело было сфабриковано с целью захвата имущественного комплекса, современных иностранных заводов железобетона.

Прошло шесть лет, дело тянется, точка не поставлена.

Информационная контратака

Есть такая тактика: хочешь, чтобы тебя заметили, чтобы твоё дело получило какую-то огласку, – называй крупные имена. Предприниматель обвиняет в попытках захвата строительного бизнеса главу Якутии Айсена Николаева и его окружение. Цель предполагаемого рейдерства – комплект бетонных и иных строительных заводов.

Спустя год после публикации первой части расследования «The Moscow Post» вышла вторая часть, потом третья. Но на ход дела это никак не повлияло. Около четырехсот сотрудников ныне покойного ООО «Северная строительная компания» давно потеряли работу, а сам бизнесмен является фигурантом уголовного дела и уже побывал в СИЗО.

Защита бизнесмена со стороны «Москоу Пост» выглядит не то чтобы убедительно – например, совершенно непонятно, к чему относится подробный рассказ об алмазном бизнесе супруги нынешнего президента Якутии. Более того, из трёх статей вообще трудно понять, как связаны Николаев и Мярикянов. Их там объединяет буквально один странный абзац:

Айсен Николаев был председателем Наблюдательного совета ОАО «Саха ипотечное агентство» (ОАО «СИА»), а также акционером. В группу компаний ОАО «СИА» входило и ООО «Мархинский завод ЖБИ», которое принадлежало Михаилу Мярикянову.

Логика здорового человека спрашивает, как это завод может одновременно «входить в группу компаний» и «принадлежать Мярикянову» – это возможно только при условии, что он контролирует всю группу компаний… как, оказывается, и было, но почему не сказать про это прямо. Да, минимум с 2013 года Мярикянов и Николаев работали рука об руку: один – владелец и гендиректор могущественного СИА, другой – чиновник, глава набсовета.

Чтобы понять атмосферу тех лет, можно насладиться трагикомической историей «Директор СИА Михаил Мярикянов в Якутске выпрыгнул из окна, чтобы не платить долги» – обязательно почитайте комментарии, там развитие сюжета. Прыгал Михаил Михайлович или просто мужественно противостоял приставам, неясно и по сей день: стороны расходятся в показаниях.

Лев Толстой отдыхает

Нынешнее обвинение в адрес Мярукянова и ещё трёх человек идёт по ч.2 ст. 201 УК – злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, повлекшее тяжкие последствия. Предполагается, что обвиняемые собрали деньги дольщиков (через компании «Ярко» и «Тойук») и выдали их в качестве кредитов компаниям Мярукянова. Адвокат предпринимателя Прометей Ефимов указывает на колоссальные нестыковки в деле:

Уголовное дело пять лет расследовали пять разных следователей, и никто из них не смог в обвинительном заключении изложить суть дела, в чем конкретно виноваты обвиняемые.

Действительно, в обвинительном заключении… 5060 листов! Даже если обвинение право, то перед нами банальная манипуляция деньгами дольщиков, доказательство которой совершенно не требует такого объёма документов. А сейчас создаётся ощущение, что перед нами Бернард Мэдофф и Джеффри Эпштейн в одном лице.

Глава о главе

Оппонент и бывший соратник Мярикянова, глава Якутии Айсен Николаев – человек талантливый, вундеркинд от государственного управления.

Этот уроженец почти столичного Ленинграда закончил с золотой медалью школу в провинциальнейшем Верхневилюйске, после чего поступил на физфак МГУ, а по ходу учёбы там повышал свой уровень ещё и, согласно «Википедии», в Академии народного хозяйства при президенте России. Разумеется, никакого учебного заведения с таким названием в начале 1990-х не было, а была Академия при правительстве (которое возглавляли в те годы Егор Гайдар и Виктор Черномырдин).

Потом немного бизнеса, да какого: в 23 года уже зампред правления государственного Алмазэргиэнбанка, в 26 – председатель правления (позже посадил в это кресло свою супругу)! Пошёл в депутаты регионального парламента Якутии – с либеральными лозунгами (в 2002-м выбран от уже тогда оппозиционного Союза правых сил – Немцов, Гайдар, Хакамада, Чубайс).

В 32 года поступил на государственную службу – и сразу министром финансов непростого региона. В 35 лет стал главой совмещённой Администрации президента и правительства Якутии, потом первый зампред правительства, потом мэр Якутска (уже, разумеется, от «Единой России») – и в этом качестве курировал в числе прочего бизнес Мярукянова, и когда-то тогда между ними пробежала первая чёрная кошка. Был ли мэр также акционером СИА, как утверждают коллеги, нам достоверно выяснить не удалось. В кресле городского главы засиделся неожиданно надолго, но в 2018 году всё-таки возглавил регион. В 2023 году его ждут новые выборы, результат которых совершенно предсказуем.

Никого нет на работе

Но вернёмся к Мярикянову. Он напоминает, что ОАО «СИА» при поддержке Россельхозбанка в 2015 году ввела в эксплуатацию два завода: первый, связанный с производством многопустотных преднапряжённых плит объёмом выпуска до 430 тыс. кв. м в год, а также бетонный завод производительностью до 178 куб. м в час. Бизнесмен полагает, что новые технологии и производственные мощности позволили бы снизить стоимость жилья в Якутии, но началось уголовное преследование руководителя компании, и о перспективных начинаниях пришлось забыть.

Борьба за выживание началась в 2015 году, когда, со слов Мярикянова, «по указанию мэра Якутска Айсена Николаева сотрудники мэрии незаконно проникли на объект» и составили акт о том, что когда они посетили строительный объект, рабочих на стройке не было. Предприниматель указывает, что дело было в выходной день.

Тем не менее этот акт позволил в дальнейшем мэрии Якутска досрочно расторгнуть контракт по программе переселения сирот и граждан из аварийного и ветхого жилья и потребовать немедленно возвратить аванс в размере 58 млн руб. Именно с этим иском мэрия и обратилась в суд.

Например, в одном из уголовных дел, со стройкой на улице Каландаришвили, пострадавшей выступает городская администрация Якутска. Несмотря на то, что один из договоров имел длительный срок и возможность продления, остальные были сроком на год. Уложиться в столь сжатые сроки строители не могли, что и стало предметом судебного разбирательства.

Всё-таки Якутск – жёсткий город. В столице российских строителей Москве иные компании систематически срывают все сроки и прекрасно себя чувствуют.

Сторонники Мярикянова указывают также, что мэрия выдавала его компаниям лишь краткосрочные разрешения на строительство, сроком на один-три месяца, а договор аренды земли либо расторгался под надуманным предлогом, либо не заключался вовсе. При этом, например, не совсем понятно, как за три месяца можно построить высотный дом и зачем сам бизнесмен подписывал такие договоры.

Как утверждает в одном из интервью сам Мярикянов, атаки на него стали особенно яростными после его обращения в прокуратуру, ведь вся строительная отрасль, по его мнению, глубоко коррумпирована. А целью всего этого, по мнению опального бизнесмена, является захват его активов, стоимость которых на 2020 год составляла 1,8 млрд рублей. Что близко к общей сумме претензий, выдвигаемых бизнесмену.

Журналисты «The Moscow Post» предполагают, что Айсен Николаев отодвинул государственные интересы в угоду личным, а в результате разрушил чужой успешный бизнес. Сам Николаев проблемы Мярикянова вообще не комментирует – пусть компетентные структуры разбираются.

В сентябре 2022 года многострадальное дело снова начали рассматривать в суде. Впрочем, найти правду в Якутии бизнесмен не надеется – по его словам, все следователи и прокуроры прекрасно знают друг друга, они либо дружат со студенчества, либо были коллегами по службе в МВД Якутии.

* * *

Безгрешных застройщиков в России не бывает: если рассматривать каждого под микроскопом, сажать можно всех, а остальных крупно штрафовать – даже ваш дачный домик наверняка построен с какими-нибудь нарушениями. Но пока нет приговора, нет вины. Двое из шести обвиняемых (женщины), впрочем, уже сдались, заключили досудебные соглашения (при них не требуется доказывать вину) и получили условные сроки. Остальные держатся. Мы будем внимательно следить за ситуацией.

Полная версия