Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Под Хабаровском крупно пострадала группа ВИС. Или всё же Россия?

Странные дела творятся на восточной окраине России. Первую реально современную дорогу в регионе построили не просто с финансовыми нарушениями (кого этим удивишь?), но ещё и с удивительными организационными шагами...

Ошибки и недомолвки

Издание «КоммерсантЪ» опубликовало подробности уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Полем обогащения послужила первая же на Дальнем Востоке высокоскоростная автомобильная дорога – платная магистраль «Обход Хабаровска».

Дело, кстати, возбудили не хабаровские сыщики, а самые что ни на есть московские – Центральный аппарат Следственного комитета. Причина состоит в том, что главным фигурантом дела стало ООО «ПФ "ВИС"», где ПФ, против обыкновения, не «пенсионный фонд», а «производственная фирма». Автор «Коммерсанта» почему-то называет эту компанию московской, хотя на самом деле она зарегистрирована в Гатчине Ленинградской области. Природа ошибки, впрочем, понятна: материнская компания, АО ВИС, действительно обретается в столице.

"КоммерсантЪ", в отличие от The Moscow Post, целомудренно не называет имена бенефициаров Группы ВИС – Игоря Снегурова и Дмитрия Доева (последний числится гендиректором акционерного общества, но журналисты "Москоу Пост" считают его партнёром Снегурова). Возможно, дело в том, что по настоящему делу их компания проходит как потерпевшая, хотя странностей на периметре деятельности ВИС хоть отбавляй.

В ВИС подчёркивают, что ущерб нанесён именно их компании, а вот журналисты The Moscow Post усиленно намекают, что руководство и бенефициары самой группы ВИС могли быть заинтересованы в существовании определённых схем. Упорно называя «ТранСтрой» «Трансстроем», они резонно указывают на то, что покупка «актива» с колоссальным ворохом уголовных дел наверняка была завизирована высшим руководством компании. За последние три года у ГК ВИС было три генеральных директора, и камешек летит, видимо, в огород Юрия Раушкина (коллеги почему-то назвали его Юлием) и Руслана Семёнова. К слову, у Раушкина уже есть интересный бэкграунд руководства «Газпром автоматикой», где десяток лет назад обнаружили существенные хищения.

Забывают заплатить

Итак, ч. 4 ст. 159 УК РФ – любимая дубинка наших правоохранителей для интимных игр с бизнесом. В Группе ВИС сообщают, что именно представитель компании обратился в органы с жалобой на субподрядчика – с этого всё и завертелось.

Обход Хабаровска строился по популярной сейчас модели государственно-частного партнёрства и концессии. Государственный и областной бюджеты дали по 30 миллиардов рублей, подрядчик добавил 17 миллиардов и получил право последующего сбора платы с водителей.

«По версии следствия, хищения при строительстве автодороги происходили в период с 15 января 2019 года по 1 октября 2021 года, когда топ-менеджеры из ООО «ПФ "ВИС"» вступили в сговор с руководителями ООО «ФДВ» и ООО «ТранСтрой»», – сообщает «Коммерсантъ». Причём интереснее всего ситуация именно с тогда саратовским, а ныне московским «ТранСтроем», который сейчас – сюрприз! – принадлежит как раз группе ВИС, но на момент предположительной даты начала хищений действовал как самостоятельное юридическое лицо, принадлежавшее некоей Анастасии Ярошенко.

Moscow Post пишет об этой удивительной компании:

За последние годы структуру буквально накачали деньгами. Если по итогам 2017 года ее выручка составила 3,1 млн рублей, но по итогам 2021 года – уже 9 млрд рублей. Почувствуйте разницу. Прибыль – полная противоположность. Чем больше зарабатывал «ТрансСтрой», тем больше было финансовых проблем. В 2021 году и вовсе произошёл обвал. По итогам 2020 года прибыль составила 11 млн рублей, а уже по итогам 2021 года компания получила убыток в 1,6 млрд рублей.

На момент вступления ВИСа в скромный уставной капитал «ТранСтроя» компания была уже в судах как в шелках – субподрядчики строительства «Обхода Хабаровска», а возможно и других проектов, пытались взыскать с неё хоть что-нибудь за оказанные услуги. Иногда успешно, чаще – нет.

Удивительно, но в документах саратовских судов «ТранСтрой» тоже называют «Трансстроем», при этом указывая его верный ИНН 6449072121. Может быть, потому компания и не рвалась исполнять судебные решения, что они были вынесены в адрес какого-то иного юрлица – в России несколько сотен «Трансстроев»?

Согласно данным Rusprofile, в 2022 году компания участвует в рассмотрении 113 дел на 1 236 588 253 руб. Недурно для юридического лица с 12 тысячами рублей уставного капитала!

* * *

Отметим ещё одну странную деталь. При колоссальном, многомиллиардном сотрудничестве с государством российским ВИС и его владельцы не попали ни под какие западные санкции – то ли их не заметили, то ли заметили, но сочли не представляющими интереса, то ли решили, что таких санкционировать – только играть на руку Москве. И это несмотря на то, что Доев замечен в числе партнёров всемогущего «Ростеха»: ООО «Белое золото», имеющее лицензию на разработку золотого месторождения Кючус, на треть принадлежит ООО «РТ – Развитие бизнеса» (стопроцентной дочке «Ростеха»), а на две трети – ООО «Управление золотыми активами», где гендиректор ВИСа Дмитрий Доев контролирует 49%.

Грустно, конечно, что первый же современный автодорожный проект в истории Дальнего Востока оброс подобной бахромой – хочется верить, что ситуация прояснится без очередных громких скандалов. Но скажите на милость, какую спецоперацию, какую гибридную войну с коллективным Западом мы собираемся выиграть, если не красть у своих же так и остаётся непосильной задачей?

Полная версия