Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Девять дней частичной мобилизации: правила игры становятся всё яснее

Первые мобилизованные мужчины уже пересекли линию, которая до середины 30 сентября была государственной границей, и прибыли в Донбасс. Между тем полной ясности с правилами длящейся уже 9 дней мобилизации до сих пор нет.

Например, продолжает клубиться туман вокруг права военнообязанных покинуть страну. Утром 29 сентября спикер Госдумы Вячеслав Володин, один из «ястребов» нынешнего властного призыва (помните, как перед пенсионной реформой он грозил в Саратове, что пенсий может вообще не стать?), заявил, что в соответствии с принятым четверть века назад 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" во время мобилизации выезд военнообязанных даже в соседние регионы допустим только с письменного согласия военкомата:

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов.

Позднее единорос на основании разъяснений Минобороны «взял ход назад»:

Так как мобилизация частичная, норма статьи 21 закона 31-ФЗ не применяется.

Строго говоря, в законе нигде не указаны различия между общей и частичной мобилизацией. Но в то же время в ст. 1 присутствует следующая оговорка:

Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

То есть прописанные в данном законе нормы являются не только не окончательными, но ещё и не обязательными – иные «нормативные правовые акты» могут отменять отдельные его положения. Этот правовой казус подтвердил ещё один вечный информационный двигатель, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Назвав Володина «авторитетным источником», он в то же время фактически признал неспособность власти дать народу чёткие разъяснения:

Здесь обилие информации. Огромное количество вопросов наслаиваются один на другой, конечно, не облегчает ситуацию в плане разъяснения. Поэтому бывают ошибки. Но главное, чтобы они оперативно поправлялись. Насколько мне известно, Володин оперативно поправился.

Понятно, что простой человек склонен сочувствовать себе подобным, но представьте, каково же сейчас военкомам и пограничникам, получающим противоречивые распоряжения или не получающим их вовсе! Ведь даже базовые разъяснения Минобороны о категориях граждан, подлежащих выборочному призыву, как выяснилось, не имеют статуса документа, обязательного к исполнению. Так, военком г. Сафоново Смоленской области Игорь Сафронов по поводу спорного призыва пожилого новобранца чётко заявил:

Офицеры призываются до 60 лет, младший офицерский состав, до 65 — старший. Запрета в этом нет. По имеющимся документам Владимир Владимирович [Путин] сказал следующее, он сказал: не обязательно, а преимущественно, понимаете? К сожалению, у нас очень не хватает офицеров в наше командование, поэтому нам приходится брать тех, кто более старших возрастов.

А ведь Минобороны говорило о младших офицерах до 50 лет и старших до 55. При этом резонансные высказывания Сафронова никто не опроверг.

Военком Омской области Юрий Мешавкин добавил свою версию, которая в целом совпадает со словами Сафронова:

Мобилизации подлежат прапорщики, солдаты, сержанты до 35 лет (первая категория) и до 45 лет – вторая категория. Младшие офицеры: первая категория до 50 лет, вторая категория до 55 лет. Старшие офицеры: первая категория до 40 лет, вторая категория до 65 лет. И высшие офицеры – первая категория до 65 лет, вторая категория до 70 лет. Третья категория сейчас не призывается.

До сих пор не составлены полные списки профессий, защищённых от мобилизации бронью. Изначально было сказано о сотрудниках оборонных заводов, системообразующих цифровых компаний, включая СМИ, и IT-специалистах. Но потом начался настоящий парад отраслевых объединений – все слёзно просили защитить именно их работников, так как иначе стране несдобровать. И ладно аграрии хотят отсрочку на время уборочной, нельзя не пойти навстречу авиадиспетчерам, которых быстро не заменить, но ведь и строители, и трубники тоже обосновывают свою незаменимость.

Даже внутри, казалось бы, защищённых профессий – неясность: у IT-специалистов выделили сперва 75 «бронированных» специальностей, потом список разросся до 195, и что будет дальше, тоже непонятно.

Неудивительно, что в суды уже пошли первые иски мобилизованных – не говоря уж о жалобах на необоснованный призыв в различные правозащитные центры; наиболее активен в этом отношении Объединённый народный фронт.

Более того, именно за ошибки при мобилизации отправлен в отставку военный комиссар непростой Магаданской области – за фактическое разрушение системы воинского учёта. Можно предположить, что эта отставка не станет последней.

Что ж, по крайней мере частичная мобилизация вынудит навести порядок в воинском учёте – архаичном, с картонными папочками, в которых роются девочки-сержанты и бабушки-лейтенанты. Хотелось бы, чтобы исчезла имитация медосмотров – у автора этих строк, например, в военном билете указана совершенно не соответствующая реальности антропометрия, потому что её просто никто не замерял. Придётся мобилизоваться на нормальную оцифровку и адеватный учёт, а в идеале ещё и на более уважительные и доброжелательные отношения между сотрудниками военкоматов и военнообязанными.

В такое время живём.

Полная версия