Мирзояны в законе: как и для кого будет работать единый рекламный оператор
Законопроект о внесении поправок в Закон о рекламе оказался чудовищно нелепым и скандальным. Планируется создать единого монстра-оператора, подвести его под санкции и собирать дань с каждого объявления на «Авито» и «Суперджобе».
30 дней на уточнения
Закончился срок предложения поправок к законопроекту, вносящему изменения в закон «О рекламе» – из-за шквала недовольства депутатам дали целых 30 дней на внесение уточнений вместо обычных 15.
Этот – бесспорно, самый странный и неожиданный законопроект 2022 года – стали поправки в «Закон о рекламе», внезапно принятые Госдумой в первом чтении 15 июля (тот самый «лишний» день, когда депутатов собрали на обсуждение не анонсированных заранее законов). В проекте говорится о выборе некоего единого оператора, которому надолго отдадут в управление все цифровые рекламные носители в стране, в первую очередь – наружную диджитал-рекламу и интернет-классифайды. Частные доски объявлений будут запрещены. Рекламный контент можно будет размещать только через единый информационный ресурс.
Согласно законопроекту, оператор будет выбран государством без конкурса. Есть описание требований к этому оператору, и из этого описания становится ясно, что оператор уже выбран.
Издание Moscow Post прямо называет компанию, которая может стать единым рекламным оператором. Это группа компаний Russ Outdoor. Её хедлайнер ООО «Русс Аутдор», согласно базам данных юрлиц, принадлежит Международной коммерческой компании «Медиа Суппорт Сервисез Лимитед», которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах и контролируется братьями Леваном и Робертом Мирзоянами. Кстати, доля виргинцев находится в залоге у ВТБ. РБК даёт раскладку и фактического владения: 73,6% у ООО «Стинн», 26,4% – у ВТБ. «Стинн» формально контролируется Григорием Садояном. В армянской диаспоре с её почти армейской дисциплиной считается нормальным записать бизнес на постороннего человека – риск, что он использует власть в своих интересах, является практически нулевым. Реально компания контролируется Мирзоянами и депутатом-единоросом Бекханом Барахоевым. А государственный ВТБ может выполнять здесь роль «кошелька».
В то же время проходила информация и о том, что в начале 2022 года 22% «Аутдора» получил ЗПИФ с каламбурным названием «Резервактив» (он же – ООО «Резерв-А»), связанный с Сергеем Котляренко – то есть с главой ВЭБа Игорем Шуваловым. Мирзояны, в свою очередь, связаны с Сулейманом Керимовым.
30 лет на спецоперацию
Поводом для принятия закона его формальный автор единорос Артём Кирьянов называет проведение специальной военной операции – дескать, «реклама становится скрытой формой продвижения чьих-то интересов». Судя по всему, Кирьянов считает, что СВО на Украине продлится 30 лет – именно на такой срок планируется выбрать единого оператора.
То есть всю российскую рекламу даже без формального конкурса получат две известные олигархические структуры за просто так. Готовая рента с огромными даже в санкционные времена прибылями. О том, как быть другим компаниям, в том числе по тридцать лет работающим на рынке, в законопроекте ничего не сказано. Поддержка малого и среднего бизнеса, о которой постоянно говорит президент Владимир Путин, видна во всей её красе. И хотя Кирьянов говорит, что законопроект не коснется конкурентной среды – «единый оператор будет всего лишь регулировать оболочку и никак не навредит бизнесу», – веры в это нет.
Нечто подобное – введение в бизнес частного оператора, ходящего «под государством» – применялось, например, с лотерейным рынком. Но в отличие от рекламного, он действительно был весьма криминализованным, так что государственное участие назревало. К тому же операторами лотерей являются несколько компаний, в Закон о рекламе же планируется внести полную монополию.
Революция, о необходимости которой всё время говорил Мирзоян…
VC.ru напоминает, что уход от процедуры торгов является фирменным стилем Мирзоянов. Так, принадлежащий им «Омис-92», входящий в группу компаний Russ Outdoor, по данным издания, «остаётся единственным участником столичного рынка, который нашел способ в течение многих лет обходить ст. 19 закона "О рекламе"». «Омис» через суд продлевает договоры на эксплуатацию наружной рекламы в городе – и до 2026 года будет делать это по ценам 2011 года.
Важный момент: ещё в феврале 2021 года Роберт Мирзоян обещал устроить революцию на рынке наружной рекламы. И вот она, революция – уже в думских стенах.
Получается, что Cian, Avito, Auto.ru, HeadHunter и многие другие будут отстёгивать монополисту отдельную плату за право продолжать работать. При этом распространить власть Мирзоянов на иностранные, в первую очередь китайские интернет-барахолки, будет довольно затруднительно, а значит они окажутся в выигрышном положении по сравнению с российскими. Если американский eBay ещё можно просто запретить, то с китайцами этого точно не получится – уже проверяли при разгоне «Черкизона». Это точно забота о национальных интересах?
Следует также понимать, что заключив контракт с государством на контролирование рекламного рынка, победитель почти автоматически попадёт в санкционные списки Минфина США и Евросоюза, что существенно затруднит его работу – хотя бы в части закупки материалов для наружной рекламы. У небольших компаний с этим проблем нет – зачем же их создавать?
Критика со всех сторон
Глава фракции «Справедливой России» в Госдуме Сергей Миронов справедливо указывает, что монополизация не защитит общественное медиапространство, а, напротив, поставит его под угрозу:
Хакеру легче взломать один центр и по всей России на всех экранах будет… Тут поставлю многоточие.
Представитель комитета по экономической политике Николай Арефьев (КПРФ) вообще не стеснялся в выражениях, с думской трибуны заявив, что более позорного обсуждения не видел, а законопроект не имеет никакого отношения к безопасности страны. Оппозиционные депутаты пытали господина Кирьянова вопросами, где и когда рекламные объявления подрывали престиж России и оспаривали законность СВО, но стойкий единорос секрета не выдал. Он только рассказал про некие 200 преступных группировок, похищающих деньги у пользователей досок электронных объявлений (цитируется по Telegram-каналу «Операторы наружной рекламы России). Но, опять же, никакой конкретики не привёл.
Федеральная антимонопольная служба также высказала претензии к законопроекту, но об этой организации – хорошо или ничего: за полтора десятка лет существования ФАС российская экономика монополизировалась едва ли не до советского уровня.
Но «Единая Россия», дисциплинированная не меньше, чем хорошая диаспора (хотя вот питерское отделение ЕР уже осторожно выкинуло коленце при обсуждении проекта), готова использовать своё конституционное большинство в Госдуме ради уважаемых людей.
Ждём второго чтения.