Москва
18 декабря ‘24
Среда

Король госконтрактов 404: Телман Фероян из города невест захватывает Урал

Короли дорожного рынка шутят, что в России две проблемы: дороги и раздающие подряды на их ремонт дураки. Впрочем, кому проблема, а кому – вечный источник дохода...

ФАС не покладает рук

В начале июня 2022 года региональное управление ФАС по Челябинской области отменило итоги торгов на содержание улично-дорожной сети в пяти районах города на три года вперёд. Цена вопроса – 4,4 миллиарда рублей. Жалобщик – ООО «Союз Автодор» из Ивановской области. У него просто отказались принять финансовую гарантию.

Это сообщение вызвало улыбку у понимающих людей. «Союз-Автодор» оказался пострадавшим? А заодно также белым и пушистым?

Почти одновременно ведь было принято и обратное решение. В январе 2022 года состоялся аукцион на реконструкцию 10 километрового участка федеральной автодороги М-5 от Чебаркуля до Миасса. Право заключения контракта на 1,275 миллиарда рублей стало как раз ООО «Союз Автодор», но ФАС по жалобе от компании «Маркиратор» из Миасса приостановила аукцион. В жалобе говорилось про неверную квалификацию работ сотрудниками ФКУ Упрдор «Южный Урал».

Волжане едут на Урал

Формально учредителем «Союз-Автодора» числится некто Александр Комков, но вся Ивановская знает, что перед нами структура Телмана Амоевича Ферояна. В его империю также входит парочка дорожно-строительных организаций под названием «ДСУ-1» и множество структур другого профиля. В Ивановской области и вообще верхнем Поволжье они стали поистине королями государственного заказа – List-org только на конец 2020 года насчитал подрядов на 46 миллиардов рублей. А с некоторых пор начали окучивать и Южный Урал.

Началось это 24 марта 2016 года, когда ФКУ «Уралуправтодор» возглавил Алексей Борисов, пришедший из ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», и ФКУ Упрдор «Волга». Ускорился процесс 6 апреля 2021 года, когда ФКУ «Южный Урал», размещающее заказы на дорожное строительство, возглавил Владимир Муравьев. Родился он в городе Кинешма – внезапно Ивановской области. Окончил, соответственно, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет, к 30 годам поднялся до уровня заместителя начальника ФКУ Упрдор «Северо-Запад», а потом перешёл на ту же должность в ФКУ Упрдор «Россия». В 2019 году был направлен решать невозможную задачу – чинить дороги Курской области, а потом дослужился до более богатого Урала.

Обратите, кстати, внимание, как переставляют управляющих дорожным строительством, не дают им всю жизнь работать на благо родных регионов. Причина проста: власти не без оснований считают, что у себя на местах дорожные чиновники очень быстро обрастают дружественными конторами, рынок олигополизируется, чужих на него не пускают, конкуренция исчезает, государственные расходы растут, качество работ падает.

Семья 404

Господин Фероян давно известен всей Ульяновской области, причём не только строительными, но и педагогическими действиями. В июле 2013 года 18-летний сын Ферояна участвовал в избиении сотрудника ДПС в городе Иваново, дело взял под личный контроль губернатор Михаил Мень (запомним это имя). Хотя очевидцы говорили о массовом избиении, молодой человек по имени Мамо, демонстративно пришедший в суд в «ботанских» очках, получил лишь два года колонии-поселения (если помните, брошенный в омоновца пластиковый стаканчик обошёлся участнику митинга в три года колонии общего режима, и лишь кассационная инстанция смягчила приговор). Фероян-старший так переживал, что даже снял свою кандидатуру с выборов в областную думу. А Мамо вышел по УДО менее чем через год после того, как зверски избил представителя власти.

При этом существует письмо офицеров ивановской полиции, адресованное главе МВД Владимиру Колокольцеву, в котором говорится про странную неприкасаемость семейства Фероянов в области. «Вся семья Фероянов получила на всё свои машины номера, с комбинацией цифр 404, тем самым подчеркнув «особость» положения в обществе и "неприкасаемость" на дороге», – в частности, говорится в этом письме. Также указывается на высокомерное отношение семьи к сотрудникам правопорядка, на высказывания типа: «У нас вся ментовка куплена».

Ивановцы тогда собирались на народные сходы с требованием наказать «неприкасаемого». Но сотрудники полиции обошлись с участниками мероприятия куда жёстче, чем с сыном заслуженного дорожного строителя.

Покоритель Москвы

Определённые проблемы у Ферояна начались лишь тогда, когда в опалу попал Михаил Мень. Тогда в компаниях «Дормострой» и «ДСУ-1» прошли обыски – но впоследствии спустили на тормозах и дело экс-губернатора, и претензии к структурам предпринимателя.

Деньги, полученные за окучивание дорог Южного Урала, Фероян не оставляет в регионе, а вкладывает в московскую недвижимость. «Момент истины» сообщает о том, что на вырученные от госконтрактов деньги он купил ТЦ «На Беговой» и ТЦ «Солнцево парк».

P.S. Уже во время подготовки этой статьи «Союз Автодор» выиграл аукцион на ремонт дорог в Парфинском и Старорусском районах. Цена вопроса – 990 млн рублей. А в середине июля жители Курганской области начали массово жаловаться на ямы, появившиеся сразу после ремонта трассы Курган – Екатеринбург многонациональными специалистами «Союз Автодора»…

Полная версия