Усик Петросян – нижегородский князь госконтрактов и скандалов
Получить государственный подряд в России трудно – надо обладать идеальной историей и незапятнанной репутацией. Каким же образом компании с густым шлейфом скандалов и тяжб с лёгкостью получают государственные деньги, не попадая ни в чёрные, ни в санкционные списки?
Следы на мосту
Борский мост, соединяющий Нижний Новгород и Бор, – сороковой по счёту из мостов, перекинутых через Волгу (если считать от истока). Ещё несколько мостов разрушены или, деликатно выражаясь, «находятся в руинированном состоянии» – и, похоже, Борский может попасть в их печальную компанию. Мост признан «частично опасным для движения автомобилистов» – идущим по нижнему ярусу поездам, по мнению экспертов регионального правительства, пока ничто не угрожает. И на том спасибо.
Приволжская транспортная прокуратура сообщает:
Установлено, что находящийся на мосту путепровод имеет повреждения автодорожной части. Данные обстоятельства могут создать угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также повлечь возникновение аварийных ситуаций.
В 2021 году ситуацию постарались исправить – ГКУ «Центр размещения заказа Нижегородской области» объявило конкурс на ремонт моста. Единственным участником (второй отказался в последний момент) оказалось ООО «Нижавтодорстрой», сбросившее лишь полпроцента от начальной цены. Контракт заключили на сумму 26,17 млн рублей (по другому источнику – 24 млн).
При этом не очень ясно, что вообще делал «Нижавтодорстрой» на конкурсе – за компанией тянется такой шлейф скандалов, нарушений, штрафов, что от одного упоминания этого названия нижегородцев передёргивает. Вот, например:
За согласованное участие в закупках 2019 года по ремонту дорог в Нижегородской, Московской и Челябинской областях шесть дорожно-строительных организаций – «Мегаполис», «Нижегородавтодор», «Уралдорстрой», фирма «Магистраль», «Импульс» и «Нижавтодорстрой» – были признаны нарушителями федерального закона «О защите конкуренции». На компании были наложены административные штрафы на общую сумму почти 400 млн руб.
Они не просто сговариваются, они ещё и халтурят:
В Челябинске по итогам 2020 года дорожного подрядчика ООО «Нижавтодорстрой» оштрафовали на 6,1 млн рублей за неисполнение предписаний по устранению брака при ремонте дорог.
И не исполняют судебные и налоговые требования:
ФНС пытается получить средства с компании «Нижавтодорстрой», которая широко известна в Челябинской области по картельному сговору на миллиарды и конфликтам, сопряженным с нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Кроме того, аукционы с участием компании нередко отменяла ФАС, но на сей раз этого не произошло.
Зачем ремонтировали?
Через год после заключения контракта мост и ныне там – что, конечно, хорошо, но серьёзных работ произведено не было, только временно устранили колеи. В сентябре мост ненадолго и частично перекрыли для движения автомобилей, и в городе образовались такие пробки, что о полном закрытии переправы на 4-5 месяцев в Нижнем стараются не думать. Ранее рядом устанавливали летний понтонный мост на семи баржах – за полгода функционирования такого моста можно было отремонтировать капитальный, – но с 2016 года понтоны больше не наводят.
Сейчас говорится о ремонте в 2023 году – то есть с момента конкурса и выделения средств пройдёт уже больше двух лет. И одно только проведение инженерно-геодезических и инженерно-экологических изысканий обошлось уже в 33,59 млн руб. для ООО «Геокад» – дороже всего ремонта от «Нижавтодорстроя». Неясно, зачем нужен был этот ремонт, если после него:
… на 15 арочных пролетных конструкциях были обнаружены разрушения защитного слоя бетона с обнажением арматуры, морозные разрущения бетона, трещины, частичное отсутствие водоотводных труб и надорванные сливные козырьки.
Таким образом, мы видим, что на конкурсе без конкуренции «Нижавтодорстрою» был отдан заведомо ненужный подряд на чувствительную для регионального бюджета сумму: мост надо было ремонтировать целиком, а не устранять колейность за сумасшедшие для таких работ деньги. В народе это называется московской схемой – столица активно раздаёт подряды на благоустройство кварталов, идущих под снос по программе реновации. Приятно, что провинция следит за передовым опытом, но чем в это время заняты контролирующие органы?
Человеческий фактор
Единственный владелец ООО «Нижавтодорстрой» – Усик Гагикович Петросян, уставной капитал компании – 10 тысяч рублей, то есть отвечать по обязательствам в случае чего ей будет нечем. При этом базы видят многие десятки госзакупок общей стоимостью свыше 10 миллиардов (!) рублей по List-org.ru и 16 миллиардов по Rusprofile.ru, а заодно и сотни (!) арбитражных дел, где компания Петросяна в подавляющем большинстве случаев выступает ответчиком.
Удивительным образом грандиозная выручка компании приводит лишь к крохотной прибыли: так, в 2021 году эти показатели равнялись 3,4 млрд и 20 млн рублей – овчинка в виде 0,6% маржи явно выделки не стоит. Почему так мало прибыли, куда в реальности уходят средства?
Но таких вопросов уважаемому человеку Усику Петросяну не задают. Выходец из «семьи потомственных строителей» армянского села Сарухан имеет десятки грамот от органов власти различных уровней, он депутат Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от респектабельной «Единой России». У него карьера вундеркинда: в 22 года – прораб, в 26 – начальник ремонтно-строительного участка. Он увлекается боевыми искусствами и два года возглавлял Федерацию кикбоксинга Нижегородской области. У него удивительная «учёная степень» – «доктор транспорта», это звание на свой вкус присуждает самодеятельная «Российская академия транспорта». Что ж, как констатировал классик, «тяга к украшательству себя свойственна всем двуполым».
The Moscow Post предполагает, что за Петросяном стоят старший вице-президент ВТБ Александр Тер-Аванесов и бывший мэр Нижнего, ныне зампред Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. Не берёмся комментировать эту точку зрения – напомним лишь, что армянская диаспора в российском бизнесе исключительно мощная и слаженная, к тому же при всей темпераментности её членов обладает почти армейской дисциплиной. Любые удары контролирующих органов саботируются на том или ином уровне (примерно как это происходит с татарстанской диаспорой в стройкомплексе Москвы) или отбиваются коллективным сопротивлением. Серьёзных рычагов давления на эти методы у российских властей попросту нет, и господин Петросян прекрасно это знает. Отсюда и столь вольное поведение.
* * *
К слову, несмотря на активнейшее сотрудничество с властью, – практически всю свою прибыль «Нижавтодорстрой» получает от госзаказов – ни компания, ни лично Усик Петросян каким-то образом не вошли в какие санкционные списки Запада – в отличие от многих своих соседей по региону, таких как «Красное Сормово», Арзамасский приборостроительный институт им. Пландина и другие. Неужели и в Минфине США присутствует армянское лобби?