Дружественный Казахстан, входящий во все организованные Россией экономические, политические и военные союзы, стал все больше напоминать своей риторикой и действиями Польшу или Прибалтику.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал нормальной идею казахстанского лидера Касым-Жомарта Токаева переманить уходящий из России западный бизнес. Таким образом, Россия в девятый раз всего лишь за полгода проглотила довольно кислую пилюлю от своего стратегического партнёра. Такого долготерпения Кремль не демонстрировал с 1990-х годов.
Давайте перечислим все эскапады степенного казахстанского лидера в 2022 году.
- Панический вызов войск ОДКБ (военного пакта, в котором состоит часть стран экс-СССР) и стремительный отказ от них при первых признаках стабилизации. Создалось ощущение, что Токаев получил от анонимных вождей протестов некоторые гарантии в обмен на немедленный вывод иностранных, в первую очередь российских войск.
- Уже в конце января 2022 года Токаев, судьба президентства которого три недели назад висела на волоске, продемонстрировал толщину нервов. Он прямым текстом заявил, что никакого долга перед Россией у него нет, никаких обязанностей, да и благодарности особой уже не испытывал.
- Сменив правительство, Токаев демонстративно назначил на пост министра информации (читай – пропаганды) Аскара Умарова. Того самого, который называл русских в Казахстане «навязанной диаспорой», который опубликовал силами агентства «Казинформ» карту Казахстана, включающую территории Оренбургской и Омской областей России и допускал множество других некорректных высказываний. Редкий случай – целый ряд российских официальных лиц, включая главу Россотрудничества Евгения Примакова, публично осудил назначение Умарова, но тому – как с гуся вода.
- Одним из серьёзных разногласий между Россией и Казахстаном является судьба осужденного на семь лет за «разжигание межнациональной розни» блогера Ермека Тайчибекова. Этнический казах, он стал известен защитой прав русского меньшинства, а приписываемые ему злодеяния выглядят сильно преувеличенными. Российские активисты регулярно требуют освобождения Тайчибекова, и это могло бы стать важным дружественным жестом, но пока что блогер отбывает срок в очень сложных условиях.
- После январских беспорядков никуда не делись «языковые патрули» – отряды молодчиков, нападающих на говорящих по-русски прохожих (аналогичные орудовали на Украине ещё до спецоперации). Вместо того, чтобы прямо запретить подобную деятельность и ввести суровые наказания за неё, президент Токаев сообщил городу и миру, что это происки неких спецслужб, стремящихся очернить светлую казахстанскую действительность.
- Казахстан демонстративно отказался от проведения Парада Победы в 2022 году. Если отказ от мероприятия в 2020 и 2021 годах был хот я бы внешне вызван эпидемической ситуацией, то в 2022-м это нельзя рассматривать иначе как прямой вызов, отказ от того немного общего, что ещё объединяет Россию и Казахстан.
- Приехав на Петербургский экономический форум, мырза Токаев подчёркнуто дистанцировался от российской позиции по любой внешнеполитической проблеме. Он заверил мировое сообщество, что Казахстан не собирается признавать независимость отколовшихся от Украины республик (Крым в представлении казахстанского МИДа также до сих пор украинский). Заодно Токаев раскритиковал российских «депутатов, журналистов и даже деятелей культуры», которые полагали, что Казахстан должен в чем-то поддерживать Россию.
- Очень некрасивой вышла утечка информации об отказе Токаева принять российский орден Александра Невского. Объяснено это было тем, что в должности президента Касым-Жомарт Кемелевич в принципе не хочет получать иностранные награды. И всё бы ничего, но сам факт утечки и официального подтверждения изложенных в ней фактов тянет на скандал. Надо понимать, что предложения о наградах и реакция (согласие или отказ от принятия) передаются по сугубо конфиденциальным дипломатическим каналам. Человеческий фактор всегда может привести к утечке, но официальное подтверждение – это оскорбление стороны, предложившей награду.
- И вот наконец девятый пункт, девятый вал – попытка поднять свою экономику (Токаев не отрицает, что она находится в плачевном состоянии) за счёт предприятий, присоединившихся к антироссийским санкциям. И снова Кремль делает вид, что так и нужно, что ничего особенного не произошло. «Нормальная идея»? Да, нормальная, но отнюдь не дружественная.
Так не вел себя даже Александр Лукашенко в периоды «многовекторной политики».
Одно из двух. Или Москва с Нур-Султаном заранее обговорили такую линию дистанцирования Токаева от конфликта на Украине, чтобы сформировать казахстанский буфер в отношениях с внешним миром, или Россия настолько поглощена спецоперацией, что её могут безнаказанно поддевать не только сильные враги, но и слабые друзья.
Что ж. Едва ли многие из покинувших Россию компаний польстятся на чудесные казахстанские условия, а для нас все это будет очередным уроком, подтверждающим старую истину:
У России есть только три экономических союзника – сырье, разработка и производство.