Современная КПРФ – обычная легкоуправляемая партия с жирком и брюшком, "настоящих буйных мало". И даже удивительно, что в рядах партии нашлась ещё более пламенная фигура, чем отстранённый Валерий Рашкин. Неизвестно, умеет ли Анастасия Удальцова делать что-то полезное, но протестует она всю жизнь.
Не было счастья, да лось помог
Гигантская депутатская история Валерия Рашкина завершена – Центризбирком передал мандат осуждённого за браконьерство депутата активистке КПРФ Анастасии Удальцовой. Жене также судимого активиста "Левого фронта" Сергея Удальцова.
По забавному совпадению это случилось в тот самый день, когда кассационный суд рассматривал иск Удальцовой об отмене итогов дистанционного электронного голосования в сентябре 2021 года.
Ведь тогда Анастасия едва не стала депутатом Госдумы: она баллотировалась по 201-му избирательному округу в Москве (Нагатино), и по данным Центризбиркома "лидировала после обработки 100% бюллетеней", что на нормальном языке означает победу. Светлана Разворотнева из "Единой России" отставала к тому моменту на полтора процентных пункта.
Однако вдруг всё перевернулось: результат Удальцовой, которую поддерживало "Умное голосование" Алексея Навального (внесён в федеральный реестр экстремистов) неожиданно рухнул до 25%, а Разворотневой – взлетел до 35%. Причиной тому были названы итоги электронного голосования. Это особенно забавно, потому что цифровыми технологиями в России куда лучше владеет молодой электорат Удальцовой, нежели замученные бюджетники Разворотневой.
Импортная штучка
И что, справедливость восторжествовала? Но можно ли считать справедливым попадание товарища Удальцовой в Госдуму?
Напомним, первый секретарь Московского горкома партии Валерий Рашкин баллотировался по 196-м одномандатному округу (г. Москва, Бабушкино), проиграл сопернику-единороссу и попал в Госдуму по федеральному списку КПРФ. Таким образом, согласия избирателей на смену депутата в данном случае не требуется – иначе пришлось бы провести довыборы.
До принятия депутатства социальный статус Анастасии Олеговны был довольно зыбким – она числилась советником Геннадия Зюганова по вопросам интернационального сотрудничества (вполне в духе Сергея Удальцова, продолжающего мечтать о мировой революции). Работала ли она когда-либо в экономически состоявшихся предприятиях – неизвестно. В её мире не принято думать об экономической эффективности.
Настя Горбань родилась в Черкассах в 1978 году, и первые двадцать лет прожила на Украине. Российское гражданство ей предоставили в 1998 году. По словам Анастасии, она сделала такой выбор по идейным соображениям, ведь именно Россия стала правопреемником её родины – СССР. К моменту переезда Горбань уже два года как состояла в компартии Украины, и если бы при "проклятом ельцинизме" проверяли "новых россиян" на благонадёжность, мандат Рашкина могла бы ждать иная судьба.
Протест как образ жизни
Тоска по СССР у Удальцовой неудивительна, ведь у неё было типичное детство советской девочки из хорошей семьи: школа №1 имени Ленина, музыкальная школа, солидная Харьковская юридическая академия имени Ярослава Мудрого… Но академию Анастасия не закончила – доучивалась уже в Москве, в РГГУ. Потом ещё в РУДН ("Лумумбе") прокачала скилл связей с общественностью.
В России вчерашняя украинка немедленно занялась решением национального вопроса – стала сотрудничать с Национал-большевистской партией (запрещена в России), потом перешла в Авангард красной молодёжи с такой романтической аббревиатурой АКМ. Уличная активность, общественные движения, любовь с харизматичным Сергеем Удальцовым, который не нашёл ничего умнее, чем явиться на свадьбу в футболке с портретом Сталина… Для понимания, в декабре 1999 года "Сталинский блок" с Лимоновым, Анпиловым, Удальцовым и Джугашвили взял 0,69% голосов на выборах в Госдуму.
Тем не менее молодые люди из хороших семей, которые толком не видели реальной жизни, взгляды которых не востребованы в обществе, не отказались от цели изменить социально-политический строй целого государства. Как и Валерий Рашкин, они в штыки встречали любое начинание власти (исключение – присоединение Крыма) и протестовали по всем возможным поводам.
Разумеется, при такой пассионарности и гормоны играют: в 2006 году читатели "Живого журнала" с большим интересом наблюдали за эпистолярным реалити-шоу Сергея Удальцова и двух его женщин (вторая – совсем ещё юная тогда коммунистка Марья Марусенко) – с аудиозаписью, обвинениями в избиении, в венерическом заболевании и прочими эмоциональными подробностями.
Помощь подоспела вовремя
Источники доходов энергичной семьи не слишком ясны. Известно, что в июне 2012 года Удальцов не имел средств для выплаты 25 тысяч рублей штрафа за нападение на журналистку (вину не признал). Позже, конечно, сотрудничество с миллиардером Павлом Грудининым на президентских выборах могло поддержать семью, долгое время остававшуюся без кормильца, когда Сергей отбывал наказание за организацию беспорядков (включая домашний арест – более 4 лет). Позже ЕСПЧ присудил ему компенсацию в 9 тысяч евро, но не признал обвинение политически мотивированным.
Что ж, теперь, с депутатской зарплатой и надбавками, Удальцовы наконец смогут вернуться к приличному уровню жизни, который они помнят по собственному детству. Порадуемся за них.