Об этом говорили четыре года, и вот, кажется, свершается – Пенсионный ход сливается с Фондом социального страхования. Обязательной медстраховке – приготовиться!
8 июня 2022 года Госдума рассматривает пакет из восьми законопроектов, посвящённых не слишком широко рекламируемой реформе системы социальной поддержки. Самая яркая новация заключается в слиянии Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в единый Фонд пенсионного и социального страхования. Ранее, в 2018 году, предполагалось слить все три внебюджетных фонда, добавив ещё и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), но эта громоздкая прослойка, пожирающая более 60 млрд руб. в год, отстояла свою независимость.
Сдвиг приоритетов
На бумаге система выглядит красиво. Сейчас ваша бухгалтерия выплачивает 3-4 взноса в месяц на каждого: в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медстрахования, в ФСС на нетрудоспособность и материнство (и туда же – на страхование производственных травм и заболеваний, но это отдельная тема). Предполагалось, что отныне взнос будет один, в единый фонд, а уже из него определённый процент будет идти на то или иное направление. Если сравнить эти проценты (72,8%, 18,3% и 8,9% от размера взноса соответственно), то мы увидим, что по сравнению с нынешним раскладом (22%, 5,1% и 2,9% от размера дохода соответственно) вырастает доля здравоохранения за счёт пенсионного обеспечения, что логично в связи с повышением возраста выхода на пенсию.
Но, повторимся, взносы на ОМС пока будут рассчитываться отдельно. Умный чиновник всегда оставляет себе простор для следующей реформы, во время которой коней менять не принято.
По мнению впервые озвучившей идею слияния Татьяны Голиковой, занимавшей тогда пост главы Счётной палаты, слияние трёх фондов позволит сэкономить минимум четверть расходов на них – порядка 35-40 млрд рублей ежегодно, бюджет приличного областного центра.
Кроме того, "ковидные" реформы основательно запутали всю систему расчёта социальных взносов (появилось множество скидок и льгот), так что упрощение и унификация этой линейки – безусловно, благо для бухгалтерии, да и вообще плюсик качеству государственного управления.
Социальное казначейство
Важный момент: все клиентские точки будут сохранены, говорит заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов. Более того, в отделениях Пенсионного (в скором будущем Социального) фонда теперь будут предоставлять и услуги, которые свойственны Фонду социального страхования. То есть народу, по мнению замминистра, сплошная выгода. Но у нас нет сомнений в том, что число "офлайновых" точек обслуживания будет постепенно сокращаться, а знаменитые дворцы Пенсионного фонда постепенно попадут под программу приватизации. Другой вопрос, что большинство функций общения с народом перейдёт к универсальным центрам "Мои документы".
Этому будет способствовать распространение Социального казначейства – основанной на Единой цифровой платформе системы упрощённого доступа граждан к получению полагающихся им выплат. Система действует с начала 2022 года, а в 2023-м вроде бы должна заработать в полную силу. Если, конечно, не выяснится, что половина программного и аппаратного обеспечения оказалась подсанкционной и надо начинать строить всю IT-инфраструктуру заново.
Скрытые нюансы
Но под острым медийным соусом "упразднения Пенсионного фонда" законодатель пытается провести одну важную реформу, которая ударит минимум по 10% работодателей. Речь идёт о полной выплате социальных взносов (в скором будущем – социального взноса) с людей, трудоустроенных по гражданско-правовому договору. Сейчас договоры ГПХ (гражданско-правового характера) – один из способов уйти и от налогов на фонд оплаты труда, и от ответственности перед сотрудником, ибо такие договоры не предусматривают ни отпусков, ни больничных, ни – теперь уже почти в прошлом – значимых отчислений государству.
Очевидно, что государство – с благословения премьер-министра Михаила Мишустина, почти 10 лет руководившего фискальным ведомством – пытается сократить число вариантов гражданско-правовых отношений в бизнесе до разумного минимума. Это создаст неудобства, но в логике такому желанию отказать нельзя.
Ещё одна ложка дёгтя состоит в резком (почти в полтора раза) повышении верхней планки взимания полного размера страховых социальных взносов. На 2022 год взносы в ФСС взимаются с годового дохода до 1,032 млн руб. (86 тыс. руб. в месяц), в ПФР ставка 22% действует для сумм 1,565 млн руб. (130,4 тыс. руб. в месяц), далее 10%. Единый взнос будут брать, разумеется, с "пенсионной суммы"; впрочем, рост нагрузки на фонд оплаты труда для сотрудника с белой зарплатой 130 тысяч составит лишь 15 тыс. руб. в год.
Одновременно в Минтруда утверждают, что благодаря реформе "ряд социальных выплат для населения" удастся увеличить в полтора раза, но без конкретики в такие утверждения верить не приходится. Ведомство уже прославилось "беспрецедентным ростом зарплат", хватит с нас.
* * *
С Фондом социального страхования люди сталкиваются крайне редко – уходя на больничный, они обычно не задумываются, кто и как его оплачивает (да и большинство больничных в коммерческих организациях – неофициальные), верхний лимит выплат там невелик, так что главные функции ФСС – оплата "декретных" и выплаты по несчастным случаям. Так что перехода функций ФСС в единый Социальный фонд никто не заметит. А управление единым фондом станет несколько проще и несколько дешевле.
То, что в наше безумное время законодатели нашли ресурсы на проведение разумной реформы, вселяет надежду на то, что жизнь когда-нибудь нормализуется.